В 1988 году я занялась улучшением мира, конкретно речи у тех, кто общаться с миром не мог, или не хотел в силу разных причин.
Про свою деятельность я несколько лет назад написала статью.
Хочу её процитировать.
Кто же такой логопед?
У Ролана Быкова образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции» получился настолько ярким и запоминающимся, что стал чуть ли не визитной карточкой логопедов.
Вообще-то, логопеды отщипенцы. Сейчас объясню, что я имею в виду, подождите радоваться.
Именно отщИпенцы.
Логопедия – отрасль непонятно чего. Отщипывает медицинские разделы наук, отщипывает и педагогические, и психологические.
Логопеды работают в школах как педагоги коррекционного обучения, в логопедических пунктах тех же школ они уже не педагоги, а логопеды.
В поликлиниках логопед уже врач.
Чудная профессия.
Сидит перед тобой, хотя чаще носится белкой в поисках колеса, маленький человечек лет двух-трех и смотрит на тебя, вот только сказать ничего не может.
А иногда наоборот, болтает на своем малышовом жаргоне, да так, что уж лучше бы не говорил вовсе. Потому что до трех лет неговорящие как партизаны, дети потом начинают говорить сразу хорошо. А говорящие на своем тарабарском двухлетки, чаще всего, так и не пожелают переходить на общепринятую речь. Своего творения, наверное, жалко.
Моя задача – в короткий срок выудить из них красивую развернутую речь, да еще и с правильным звукопроизношением.
Ну что, задача не для слабонервных?
В первую очередь, нужно нейтрализовать родителей. В буквальном смысле – успокоить их и вселить уверенность, что их чадо не самое отсталое в мире. Ведь чаще всего проблема детей – это проблема родителей, а точнее, их страхов их сверхтребовательности, ожидание этакой сверхгениальности.
Потом поиграть с дитем и начать …
А начать нужно с настройки ушей на восприятие звуков. Это только кажется, что ребенок рождается русскоязычным, например. Первые полгода своей жизни он тратит на настройку своего артикуляционного аппарата на звуки речи. Если в это время у него будут другие важные дела – дозреть, например, или переболеть чем-нибудь, то время на настройку безвозвратно уйдет. Все, эту станцию проехали, летим к следующей. Вот так и копятся проблемы.
А еще заикание-спотыкание нас жалует. Логоневроз, по-научному, называется.
Здесь, как в боксе – побеждает сильнейший. Если логопед с пациентом против заикания, тогда победа за пациентом.
Если пациент с заиканием никак расстаться не хочет и против логопеда выходит, то логопеду трудно, ой, как трудно приходится.
Самая большая сложность в работе с заикающимися – это оторвать их от любимой привычки – заикаться. Столько лет растили, пестовали, просто мышцами вросли. А тут, на тебе, требуют расслабиться, и поменять привычки!
А еще есть проблемы со звуками. Те самые, дефекты дикции. Иногда без переводчика понять, что говорит человек довольно широкого возраста, вообще нельзя.
А еще проблемы школьного периода, проблемы письма и чтения.
Нарушения речи из-за сниженного слуха или его полного отсутствия. Правда, это отдельная отрасль логопедии.
Проблемы леворуких, еще и амбидекстров, когда нет доминантного полушария. Точнее, они оба доминируют, как попадя. А таких сейчас большинство.
Умненькие не по возрасту малявки с неразвитой моторикой и речью.
Все понимают, только сказать не могут. Точнее так, как им бы, умненьким, хотелось. Тут не каждая нервная система выдержит.
А родители все занятые на очень важных работах, все озабоченные повышением благосостояния в отдельно взятой семье.
ВСЕ ДЛЯ РЕБЕНКА.
А ему больше всего ласки хочется, да прильнуть к маме или папе, послушать сказку, забыть про время и чувствовать, именно чувствовать, что тебя ЛЮБЯТ.
Наблюдая за поколением 30-40-летних, среди которых как раз и были мои пациенты, хотела бы сказать несколько слов. Они уже сами стали родителями и воспитывают детей.
Логопедические проблемы всегда появляются на фоне более глубоких проблем, первичных - проблем с психо-неврологическим созреванием и развитием. Так получилось, что с середины прошлого века стали рождаться сначала немного, а потом лавинообразно дети с задержкой психомоторного развития. По-другому, незрелые дети, если сравнивать со стандартами предыдущий поколений.
Они дольше проходят этапы развития: позже встают на ножки, часто пропуская этап ползанья (а потом перед школой могут почудить - начать ползать). Позже начитают гулить, могут и не начать лепетать. Моторика долго сохраняет тонус и не дифференцируется.
Такие дети остро реагируют на раздражители -резкий, громкий голос, смену настроения у мамы, обстановки. Тревожны, боязливы, стараются спрятаться, закрыться, поэтому часто выглядят расторможенными, неуправляемыми. Они собой управлять не могут - сил на это не хватает. Очень долго приспосабливаются к пространству и времени, вообще к материальному миру. Совсем плохо с волей, режимом, ответственностью.
При этом имеют острый ум, цепкую память, быстро обучаемые, легко усваивают сложные понятия и системы, а с простыми действиями и делами не справляются. Они чувствуют, что умнее своих родителей с рождения, а вот воспользоваться этим не могут очень долго. Незрелые умненькие головастики. Нервная система и психика не выдерживает. Родители и учителя их не понимают и ставят идиотские диагнозы, лечат.
Некоторые родители начинают закручивать гайки - жёстко повышают требовательность, а у детей и так своя сверхтребовательность зашкаливает.Страдает в первую очередь нервная система. Причём у всех: и у детей, и воспитателей.
Некоторые наоборот, разрешают всё и думают, что свободное воспитание детям на пользу. Но длительное отсутствие организованности, по причине незрелости, не позволяет развивать то, чего у детей меньше всего - ответственности и организованности, хотя нервная система здоровее.
Незрелость, особенно если очень требовательные родители, учителя, воспитатели, которым важен внешний порядок и систематизация в жизни, сохраняется долгие годы. Например. Вроде мальчику 14 лет, а по поведению он тянет лет на 10, хотя по разуму часто опережает свой возраст.
Зачем я это всё расписала? Выросло поколение ( и не одно) безответственных, взрослых детей, которые приходят в норму не к 25-30 годам, как раньше с такими происходило, а, в лучшем случае, к 30-40 годам, и таких великовозрастных детей стало очень много, катастрофически много.
Они много знают и понимают, а высказать ясно не могут, силы воли на решение важных проблем часто не хватает, живут в плохо контролируемом хаосе.
Легко внушаемые, эмоционально регидные и потому упрямые.
Именно они пришли нам на смену. Что-то я разговорилась, думая о настоящем и будущем.