Найти тему
МК

В туриндустрии назвали пять правил, которые помогут не нарваться на мошенников

В последнее время мошенничество в сфере туристических услуг все больше набирает обороты. Связано это, как представляется, с общим снижением уровня доходов населения, из-за чего люди все чаще клюют на сомнительные, но дешевые предложения турагентов (а бесплатный сыр по-прежнему бывает только в мышеловках). Так недавно стало известно, что в Казани бизнесвумен-турагент обманула 150 человек, отправив их в несуществующие туры и не вернув деньги. Выяснилось, что жалобы на нее поступали в правоохранительные органы и республиканский Роспотребнадзор и ранее, но она продолжала безнаказанно «надувать» людей. «МК» выяснил у руководителей туриндустрии, как не нарваться на мошенников.

Истории обманутых руководителем турфирмы Дианой Фаттяховой туристов выглядят как под копирку. Все клиенты за пару часов до рейса узнавали, что никуда не летят. С фантазией у Фаттяховой все было хорошо: ей удавалось постоянно придумывать убедительные объяснения-отмазки, почему это случилось. Сумма, присвоенная мошенницей, предварительно оценивается в 5 млн. руб., но она может быть и больше.

Информация о мошеннических действиях турфирмы Фаттяховой «Касатка Тревел» появилась в декабре. Несмотря на то, что жалобы на нее уже давно копились в правоохранительных органах, она продолжала дурить людей. Всю работу с клиентами Фаттяхова вела через мессенджеры, но иногда могла пригласить кого-то к себе в так называемый офис – домой. Деньги принимала наличными или переводом на карту своего мужа.

Как выяснил «МК», ее туристическая фирма была ликвидирована еще 22 мая 2022 года, просуществовав 10 лет. Как указано в документах, юридическое лицо было исключено «в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности». В турбизнесе Фаттяхова работает довольно долго, и успела сменить несколько туркомпаний. На сегодняшний день продолжает числиться учредителем двух организаций, связанных, правда, уже не с туруслугами, а с торговлей «жидким и газообразным топливом» и табачными изделиями.

– И нас это тоже коснулось, – сообщила жительница Казани, купившая тур у Фаттяховой. – Нас кинули на отдых, но, к счастью, деньги, хоть и с большим трудом, Диана нам вернула. Но, конечно, отдых и настроение были испорчены! А вот за знакомых обидно, Фаттяхова им до сих пор не вернула почти 200 000 руб., которые они заплатили ей за тур.

– Это очередная черная история таких мошенничеств, – говорит столичный турагент Светлана Навалихина. – В таких случаях мне всегда бывает обидно за своих честных коллег. Чтобы на нарваться на мошенников, во-первых, надо убедиться, что турагентство внесено в Единый реестр турагентов. Во-вторых, что касается оплаты, то клиенты должны перечислять деньги не на какие-то личные карты, а через банк, и потом, соответственно, им должны выдать чеки. Тогда будут доказательства, что прошла оплата.

В Кирове, насколько я знаю, не так давно был подобный случай: туристы никуда не улетели и денег им не вернули. При этом турфирма не онлайн работала, а принимала клиентов в офисе, так что офис не подтверждает надежность туристической компании.

– А у вас люди спрашивают какие-нибудь документы?

– Да, особенно, когда работаешь онлайн, у людей могут возникнуть сомнения, и некоторые просят документы. Тогда мы можем предоставить им документ, что наша турфирма внесена в Единый реестр турагентов.

Вице-президент российского союза туриндустрии Дмитрий Горин разъяснил для «МК» по пунктам, на что нужно обратить внимание при бронировании тура:

– Наиболее часто такие проблемы возникают в случае работы с туристической компанией, которая проводит платежи через частный счет, счет физлица, и без всяких отчетных документов. Это первый симптом, который должен насторожить, что данная компания, возможно, работает нелегально.

В России есть Единый реестр туроператоров и турагентов, и все внесенные в него туроператоры имеют страховку либо фонд персональной ответственности, а также резервный фонд. Ранее эта информация размещалась на сайте Ростуризма, но так как его упразднили, реестр теперь будет размещен на сайте Минэкономразвития в разделе по туризму.

Второй момент, о котором предупредил Дмитрий Горин:

– Чаще всего туристы приобретают туры через турагентства, которые работают в сотрудничестве с туроператорами. (Турпродукт создает и планирует туроператор, а турагент уже взаимодействует с туристами). После заключения договоров между турагентством и туроператором эта информация автоматически отображается в реестре турагентов.

Третье. Рекомендуется посмотреть историю компании, изучить в Интернете отзывы о ней. Как правило, в Сети легко можно найти негативные комментарии о той или иной турфирме: когда происходят подобные случаи обмана туристов, люди всегда объединяются в группы и т.д.

Четвертое предупреждение. Очень большие скидки должны насторожить. «Надо помнить, что есть скидки по акции раннего бронирования, и они совершенно безопасны, – продолжает Горин. – Такие акции проходит перед сезоном; например, сейчас до конца марта действуют скидки на предстоящий летний сезон. Но когда начинают заманивать скидками 50-70%, это может свидетельствовать о каких-то рисках».

Пятое правило. При бронировании в Интернете следует отслеживать доменное имя сайта, так как нередко под известными брендами турагентов и туроператоров маскируются сайты мошенников. Как правило, они незаметно исправляют в доменном имени некоторые буквы или добавляют цифры. Кстати, те же проблемы есть и с отелями.

Перед оплатой следует внимательно ознакомиться с условиями по аннуляции тура, чтобы потом не было неожиданностей.

Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!

Автор: Ирина Бричкалевич