Рыбная продукция в России окружена мифами разного масштаба. Многие привыкли, что сегодня рыба – это недоступно и дорого (так еще и вкус на любителя). Складывается впечатление, что по такому же принципу мифами окружается программа по строительству нового рыболовецкого флота на отечественных верфях и связанные с ней квоты на вылов биоресурсов. О рыбопродукции в процессе лова, переработки и продажи - нам рассказали в "Рыбном Союзе".
О ценах на продукцию
Все в мире относительно. В целом, на наш взгляд, мнение о неоправданной дороговизне - ошибочное и предвзятое. Если взять за основу цены на рыбу и мясо и сравнить , то получится следующая картина.
Средняя цена на тушку курицы стоит в сетях примерно в районе 200-210 рублей, цена на свинину начинается от 200 рублей, на говядину от 350 рублей. Цена на минтая ПБГ в настоящее время в сетях начинается от 180 р/кг, а в специализированных рыбных интернет магазинах от 167 руб. за кг. Есть рыба и дешевле минтая, например, путассу, сельдь, килька, салака и рыба, добытая во внутренних водоемах. Есть рыба и подороже минтая — камбала, треска, кальмары, креветки и лососи. И в своих мнениях о дороговизне все видят именно эти товары — креветки и лосось, и никто не говорит о неоправданно дорогой цене на отдельные сорта говядины, цены на которые начинаются от 350 р/кг и уходят в бесконечность, при том что пользы от употребления рыбы гораздо больше, чем от употребления мяса.
Цена добытой в море и замороженной на судне рыбы невысока. Но если задаться вопросом дальнейшего ценообразования, нужно понимать, что процесс поставки этой рыбы до прилавка магазины – это длинная и сложная цепочка. После того как рыбу поймали, обработали и заморозили в море, ее нужно перегрузить на транспортное судно, привезти в порт, выгрузить на склад-холодильник, получить ветеринарное свидетельство. Далее рыба перемещается на склад-холодильник в центр или другие регионы страны. Стоимость доставки с Дальнего Востока довольно высока и колеблется в настоящее время в диапазоне 20-30 р/кг. Далее рыбу необходимо подготовить к реализации в ритейле, поскольку на судах рыба в основном замораживается в блоках по 10-30 кг, что никак не пригодно для розницы. Перед тем как разложить рыбу на полке рыбу фасуют в пакеты, и цена килограмма вырастает на 20-25 р/кг. Себестоимость рыбы растет на каждом из перечисленных этапов. Добавляем сюда наценку рыбака, дистрибьютора, переработчика и ритейла и получается, что, например, навага БГ стоит на складе Дальнего Востока 90 р/кг, после доставки на склад трейдера в Москве — 115 р/кг, оптовая цена 125 р/кг, а цена фасованной рыбы на полке 230 р/кг.
Об экспорте и смене рынках сбыта
За 11 месяцев 2022 года экспорт рыбы и морепродуктов составил 1969,21 тыс. тонн и стоимость 5,015 млрд. долларов. Если сравнивать с 2008 годом, например, то экспорт вырос по объему в 7 раз и по цене в 7,8 раз.
Экспортные потоки пока не изменились и основной объем направлен на страны АТР. Проведя модернизацию флота, возможно увеличить объем поставок филе минтая напрямую в страны ЕС, минуя Южную Корею и Китай как перевалочные базы. В настоящий момент этот процесс нарастает. Поставки филе минтая в страны ЕС выросли в 3,9 раза с 2019 по 2022 года по объему и по цене в 3,95.
О разнице между продукцией в России и в Европе
Чем может отличаться продукция, сделанная на одном и том же оборудовании? Правильно – ничем. Сравнивать Европу и Россию в последнее время нет смысла. То же технологическое оборудование, самое современное. ГК «Норебо», например, купила долю исландского предприятия по производству технологического оборудования по переработке рыбы.
Тот же ХААСП, что у нас и у них. Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP), анализ рисков и критических контрольных точек, обозначающая систему контроля над качеством пищевой продукции. Такой же ответственный подход к технологическому процессу.
О программе строительства нового промыслового флота
Рыбопромысловый флот очень старый, основная масса судов построена в прошлом веке и представляет реальную угрозу для жизни людей и экологии моря. Мы все говорим о росте производительности труда. Разве может быть рост производительности труда на 40-летних судах типа СРТМ-К проекта «Василий Яковенко». Конечно, нет, значит не может быть и речи о росте зарплаты, улучшения бытовых условий. Нужно строить новые современные суда, максимально автоматизированные, безопасные, с улучшенными условиями труда и отдыха экипажа.
Второй этап инвестиционных квот необходим, он даст перспективу дальнейшего развития судостроения в России, и вместе с этим и океанического рыболовства, производства продукции на мировом уровне с высокой добавленной стоимостью и конкурентной на мировом рынке. Максимально уменьшит зависимость от покупателей сырья (неразделанной рыбы) и создаст новые рабочие места.
Объекты, условия и периоды запуска 2-го этапа инвестиционных квот — это отдельная тема для широкого профессионального обсуждения, но в том, что основные средства в отрасли должна интенсивно обновляться, сомнений нет.
Мы опубликовали некоторые выдержки из беседы. Полную версию интервью можно почитать на нашем сайте: «Второй этап инвестиционных квот необходим, он даст перспективу дальнейшего развития судостроения в России»