12 января 2023, Ярославль. Завершена оцифровка хранящейся в Центре исследования джаза коллекции петербургского барабанщика Валерия Мысовского.
РАНЕЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ: рассказ о первом этапе оцифровки материалов архива Мысовского, 2021
Соавтор первой советской книги о джазе («Джаз», совместно с Владимиром Фейертагом — Музгиз, 1960), ведущий барабанщик ленинградской сцены Валерий Семёнович Мысовский (1931-2011) оставил сравнительно небольшой архив, хранившийся в последние годы его жизни в крайне неблагоприятных условиях (влажность, загрязнённость и т.п.) Тем не менее, в его архиве содержались бесценные материалы — уникальные фотографии ленинградской джазовой сцены (и шире — джазовой сцены СССР) с конца 1950-х по конец 1990-х гг., большая коллекция вырезок из советской и зарубежной прессы с публикациями на джазовые темы с 1960-х по 1990-е гг., переписка Мысовского с другими деятелями советского джазового движения (в основном, конечно, те письма, которые он получал, а не которые писал), но главное — черновики и «чистовики» просветитительских и публицистических работ о джазе, написанных самим Мысовским с 1960 по начало 1990-х гг.
Все визуальные материалы, за исключением машинописных текстов, отсканированы в весьма высоком качестве (разрешение 1200 точек на дюйм, глубина цвета 24 бит). Машинописные тексты отсканированы в высоком качестве (разрешение 600 точек на дюйм, глубина цвета 24 бит).
Только малая часть коллекции Мысовского оставлена без оцифровки: с одной стороны — сугубо личная переписка, не имеющая отношения к джазовой жизни; с другой — черновики и тиражные экземпляры книг, которые он написал («Основы ритмики джаза. Бит и свинг», 1970, и «Блюз для своих», 1975, выпущенные в те годы «Группой исследования джаза в СССР» по технологии «самиздата») или перевёл («Рассказы о джазе», выпущенные в 1970-е гг. в самиздате, а в 1995 г. напечатанные джаз-клубом «Квадрат» в книжном типографском формате без ISBN). Не оцифрован также хранившийся у Мысовского экземпляр самиздатовской книги Юрия Верменича «Мои друзья — джазфэны» с автографом автора, так как текст этой книги уже почти четверть века имеет хождение в сети.
В ближайшие дни планируется завершение работы над сохранением также и аудионаследия Валерия Семёновича: в Москве будет оцифрована небольшая коллекция аудио CD, на которых в конце 1990-х — начале 2000-х были собраны записи выступлений самого Мысовского разных лет — в ансамблях других лидеров или с его собственным коллективом. Затем оригиналы этих дисков будут возвращены в хранилище Центра исследования джаза в Ярославле.
Ждут своего часа также около десятка видеокассет формата VHS, содержащие в том числе съёмки выступлений ленинградских джазовых музыкантов: у Центра пока что нет технической возможности качественно оцифровать эти материалы.
Помимо вышеперечисленного, коллекция Мысовского включала также два объёмных предмета: небольшую цветную фотографию его кумира — великого барабанщика Арта Блэйки, любовно помещенную в деревянную рамку (она висела у Валерия Семёновича на стене) и огромный диплом в анодированной металлической раме — свидетельство о присуждении Мысовскому премии им. Уиллиса Коновера (1998). Они тоже хранятся в Центре исследования джаза в Ярославле.
Работа Центра исследования джаза продолжается. На очереди — завершение оцифровки исполинского архива, который десять лет назад передал Центру основатель легендарного джаз-клуба «Квадрат» Натан Лейтес (1937-2013). На настоящий момент визуальная часть архива Лейтеса (фотографии, документы, переписка, справочные материалы) оцифрована примерно на 50%.
СВЯЗАТЬСЯ С ЦЕНТРОМ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЖАЗА
Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!