Найти тему
IPQuorum

История игрушек: Кто придумал стеклянные бусы

Иллюстрация IPQuorum
Иллюстрация IPQuorum

Прапрабабушкой современной новогодней елки, украшенной разноцветными игрушками, была яблоня. А началось все с древних кельтов, примерно три тысячи лет назад. Древом мироздания и основой их религии был дуб, а вот символом возрождения, вечной жизни и любви — как раз яблоня.

В день зимнего солнцестояния — первый день зимы и первый день нового года — кельты приносили к яблоне подарки, украшали ее, наряжали и всячески задабривали. Просили духов, чтобы следующий год был плодородным и сытым. А потом пели и плясали всю ночь. Может быть, даже водили вокруг новогодней яблони хороводы.

Украшения-подарки были в основном съедобными: фрукты, орехи, внутренности животных. Вечнозеленые ели кельты тоже наряжали. Но поскольку это дерево считалось у них символом зла и обиталищем лесного духа, требовавшего кровавые жертвы, то и «игрушки» были соответствующими. Затем традиция украшать деревья исчезла вместе с кельтами и возродилась вновь только в XV веке в Германии.

Фрайбургская елка

Германия считается родоначальницей рождественских елок и елочных игрушек. По крайней мере, первое в истории упоминание о рождественской елке, украшенной к празднику, дошло до нас из архивов города Фрайбург.

Кстати, традиция наряжать к празднику свои дома ветвями ели и других вечнозеленых хвойных родилась задолго до первой немецкой рождественской елки. Но эти ветки были украшением сами по себе, без всякой дополнительной мишуры.

В 1419 году один фрайбургский пекарь решил устроить на Рождество невиданный доселе праздник: он украсил ель, растущую возле его пекарни, всякими разными вкусностями: яблоками и грушами, печеньем и орехами, облатками и конфетами.

В таком наряде ель простояла целую неделю (с охраной или без — история умалчивает). А в первый день нового года пекарь объявил, что теперь его елку «plündern durften» — можно грабить!

Местные дети и беднота в момент елку обтрясли и замечательно отпраздновали Новый год.

Так родилась традиция наряжать рождественскую елку.

Вкусные игрушки

Самые первые елочные игрушки были съедобными. То есть ничем, кроме еды, елки не украшали лет сто. В ход шло все, что имелось в доме: фрукты и овощи, вафли и пряники, фигурный сахар и леденцы. В целом это было похоже на праздничный стол, накрытый к Новому году.

А потом к яблокам и выпечке добавились бумажные розы, к конфетам — крашеные яичные скорлупки. Орехи начали заворачивать в фольгу. А еще вешать на елку банты из разноцветной ткани и обрезки цветной бумаги.

Но яблоки всегда оставались самым главным украшением рождественской елки.

В начале XVII века в Германии была изобретена и построена специальная машина для производства новогодней мишуры. В качестве исходного материала использовалось тончайшее листовое серебро. Чуть позже мишуру стали делать из посеребренных или позолоченных нитей. Так что первый в мире «дождик» был настоящим ювелирным изделием, хотя само слово «мишура» означает «фальшивка» или «подделка».

В середине XVIII века на рождественских елках в европейских городах появились диковинные украшения, изготовленные из заморских «земляных яблок»: посеребренные или позолоченные картофелины. Мода эта продлилась недолго. В 1772 году, во многом благодаря стараниям французского агронома и фармацевта Антуана-Огюстена Пармантье, «земляные яблоки» наконец-то были признаны съедобными, более того — полезными и питательными. И картошка перекочевала с праздничных елок на праздничные столы.

К концу XVIII века вкусные елочные игрушки уступили место на новогодних елках игрушкам красивым. Но яблоки, конфеты и орехи в блестящей фольге свои позиции не сдали.

В целом елочные наряды стали более разнообразными. Елки начали украшать серебряными звездами, золочеными шишками, латунными феями, бумажными ангелами и колокольчиками. А еще живыми цветами, чаще всего пуансеттией — рождественской звездой.

Раз появились наряды, значит, появились и тренды.

До первых кутюрье и их дизайнерских елок было еще очень далеко, так что моду на елочные украшения обычно диктовали монаршие особы. Одним из таких законодателей елочной моды был король Вестфалии и брат Наполеона I Жером Бонапарт. Однажды он украсил рождественскую елку письмами, упакованными в яркую подарочную бумагу. По замыслу короля, его придворные должны были во время празднования Нового года эти письма снимать и читать вслух. А что там было написано — добрые пожелания или какие-будь колкости, — история умалчивает.

Стеклянные шары

История рождественской елки началась когда-то с яблони. А история стеклянных елочных шаров — с яблок. Точнее, с неурожая яблок, случившегося в 1848 году.

Германия тогда подошла к празднику года без главного елочного украшения. Рождество спасли стеклодувы из города Лауша в Тюрингии, они изготовили замену яблокам — стеклянные шары. Изнутри эти шары были покрыты слоем свинца и поэтому казались серебряными, а сверху их посыпали блестками.

Впрочем, существует и другая легенда. Вроде бы жил в городе Лауша один бедный стеклодув, у которого к Рождеству не нашлось дома ни одного яблока, чтобы украсить елку. И тогда он выдул яблоки из стекла.

Как бы там ни было, лаушские стеклянные яблоки мгновенно завоевали все рождественские базары Европы. И много лет лаушские стеклодувы были монополистами на рынке елочных игрушек. Пока их не потеснили мастера из Богемии и Мозеля.

К концу XIX века каких только игрушек не было на европейских рождественских елках! Стеклянные фрукты и овощи, гроздья винограда и еловые шишки от мозельских мастеров. Дрезденские игрушки из тисненого картона — в основном фигурки животных. Баварские бабочки, звезды, миниатюрные музыкальные инструменты и сосульки из металлической фольги. И многое-многое другое. А вот бус не было.

Хотя полые стеклянные бусины Германии были знакомы давно. Способ их изготовления и серебрения изнутри был разработан еще в начале XVII века немецким стеклодувом Гансом Грейнером. А в 1870 году мастер Джастус Либиг из Яблонца (тогда этот город принадлежал Австро-Венгрии, сегодня Чехии) начал нанизывать стеклянные бусы на тонкую проволоку и гнуть из нее разные фигурки: пауков, жуков, стрекоз, звезды, корзинки, люстры, часы и прочее. Эти рождественские игрушки, которые стали называть «яблонец» или «габлонцер» на немецкий манер, пользовались огромной популярностью в Европе.

Но вот нанизать те же самые бусы на длинную нитку и повесить их на елку Джастус Либиг не догадался.

Это сделали русские мастера-стеклодувы.

Русские бусы

В том самом году, когда в Германии случился неурожай яблок и лаушские стеклодувы изготовили им на замену первые стеклянные шары, князь Александр Сергеевич Меншиков повелел построить в своем имении Александрово в Круговской волости Клинского уезда небольшой стекольный заводик на 80 рабочих мест. Предполагалось, что для обеспечения нужд самой усадьбы, а там как дело пойдет.

Дело сразу пошло хорошо. Кроме ламп, ваз, бутылей и прочей стеклянной мелочи для имения завод очень скоро начал производить аптекарскую посуду, бутылки и оконное стекло на продажу. В 1876 году на заводе Меншикова работало уже 176 человек. Стекольное дело приносило хороший доход — 45 000 рублей в год.

Очень скоро вокруг завода Меншикова начали появляться мелкие кустарные мастерские: крестьяне, освоив стеклодувное мастерство, обучали этому делу своих детей, чтобы работать не «на дядю», а на семью.

Больших вложений такое производство не требовало. Из оборудования нужна была только керосиновая горелка, соединенная с мехами кожаной трубкой. А сырье можно было за копейки покупать на заводе.

Этот промысел сами стеклодувы называли «пустяшным», потому что производили обычно какую-нибудь мелочь вроде пуговиц, простеньких сережек или других незамысловатых девичьих украшений. Вся эта продукция сбывалась на ярмарках и пользовалась огромным спросом.

В 1887 году два клинских крестьянина-стеклодува Егор Векшин и Яков Орлов заново «изобрели велосипед» Ганса Грейнера и научились выдувать мелкие полые стеклянные бусы. Держать в секрете свое ноу-хау они не стали, поделились с другими мастерами.

В производстве бус обычно участвовала вся семья: мастер выдувал бусины на маленькой горелке, его жена их красила, дети нанизывали на конский волос. Одна нитка, три, в пять рядов — любого цвета и на любой вкус. На ярмарке такие бусы уходили влет.

Кто и когда повесил нитку стеклянных бус на елку — неизвестно. Может быть, какая-нибудь девушка решила поделиться украшением с елкой. А может, какой-то мастер решил таким образом использовать нераспроданные бусы на ветку. Или дети баловались — кто знает.

Но так или иначе в коллекции елочных украшений появилось новое, быстро ставшее самым любимым, самым традиционным, — стеклянные бусы.

Немалую роль сыграла дешевизна их производства и, соответственно, невысокая цена. В те годы в России украшенная новогодняя ель была не столько символом праздника, сколько демонстрацией достатка и роскоши. Елочные стеклянные игрушки были привозными, и продавали их за сумасшедшие деньги.

Полностью украшенная новогодняя елка стоила в среднем 200 рублей — это годовой доход врача или жалованье за четыре года мелкого конторского служащего. Даже очень состоятельные люди могли взять чешские или немецкие украшения для елки только напрокат. Большинство же городских жителей по традиции украшало свои новогодние елки пряниками, орехами, обернутыми в фольгу, фруктами и конфетами, цветными лентами, тряпичными игрушками и прочим. А в деревенских домах елки на Новый год вообще не ставили. Зачем это, баловство одно.

И тут вдруг появились бусы — дешевые, красивые, сверкающие, очень дорогие на вид. А какую внушительную прибыль они приносили хозяевам кустарных мастерских!

Работа в стекольных мастерских закипела. Пуговицы были отставлены в сторону, на поток поставили бусы.

Новым доходным промыслом, конечно же, заинтересовались и хозяева стекольных заводов. К тому моменту в Клинском уезде, богатом сырьем для производства стекла, таких заводов было уже несколько: в Александрово, в Востряково, в самом Клину. И на этих заводах тоже быстро поставили на поток производство стеклянных елочных бус.

В 1896 году стеклянные елочные бусы были представлены на 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. С того самого момента Клинский уезд стал считаться колыбелью елочного ремесла и родоначальницей стеклянных бус.

Как бы ни менялась елочная мода, какие бы новые тренды ни предлагали нам дизайнеры, на наших новогодних елках всегда будут традиционные шары, бусы и яблоки. Пусть даже пластмассовые, а не настоящие.

Автор: Марина Собе-Панек

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum– первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития. IPQuorum исповедует доказательную редакционную политику и показывает на достоверных фактах и судьбах, что сегодня инновации возникают на пересечении разных идей и индустрий.