Продолжая повествование о сродниках Господних, напомню читателям: в предыдущей главе я пообещал рассказать о том, кто были трое из братьев Господних: Иаков, Иуда и Симон. В известных версиях налицо большая путаница.
Иакова Праведника некоторые отцы церкви и авторы статей в Интернете почему-то ассоциируют с членом Дюжины – Иаковом Алфеевым, что противоречит тем немногим историческим данным, которые сохранились об этом апостоле. Он погиб в 45 году: ему отрубили голову. Иаков, брат Господень, был казнен в 62 году: забит камнями.
Куда больше «непоняток» насчет еще одного Деспосина - Иуды. Опять те же авторы называют его учеником из числа Двенадцати: Иудой Фаддеем (Леввеем) Иаковлевым. Но так не могло быть. Вспомним случай, когда братья хотели насильно вернуть проповедовавшего Христа в Назарет. Набор апостолов уже состоялся. Иисус дал им резкую отповедь, и нигде не сказано, что это относилось к одному из членов Дюжины.
Вообще у апостола Иуды («не Искариота», как специально указано в евангелии от Иоанна (14:22), больше имен, чем у его собратьев. Матфей называет его Леввием, прозванным Фаддеем (Мт. 10:3). Марк: «Фаддеем (3:18). В «Деяниях апостолов» он – «Варсава» (15:22). Братом Христа его называют лишь в поздних сочинениях церковников, на самом деле они разные люди.
Третьего брата Христа – Симона – некоторые почему-то отождествляют с апостолом Симоном Зелотом. Однако об этом нигде не сказано. Возможно, поэтому известный богослов Дмитрий Ростовский это отрицает.
Теперь давайте рассмотрим отношения Иисуса Га Ноцри с Деспосинами. Они весьма противоречивы.
Согласно апокрифу, когда Иосиф Обручник, почувствовав приближение смерти, решил разделить имущество между наследниками, то все, кроме Иакова, возражали против того, чтобы Иисус получил равный с ними надел.
В выпуске о Богоматери были приведены несколько эпизодов, якобы подтверждающих, что братья (и даже Мать) не верили в Его мессианство. Если даже и так, то это имело место до первых Его чудес. Иначе никак не объяснить тот факт, что Иаков стал первосвященником первой христианской общины, а Иуда - ее важным членом. Да и другие объяснения их странному поведению имеются.
Почему Мария и братья хотели связать Его и увезти домой? Евангелия канонические не дают ответа. В апокрифах же мы читаем: Мать пришла не для того, чтобы наложить руки на Сына. Для чего же? Чтобы в последнюю минуту хитро обмануть врагов Мешиаха, защитить Его, спасти или погибнуть вместе с Ним.
Зачем братья пытались зазвать младшего – и главного — члена Семьи назад в Иудею? Без сомнения, что по дьявольскому наущению. Но сатана использовал самые высокие чувства сыновей Иосифа Обручника: они гордились Иисусом и тщеславно хотели, чтобы слава их Брата сияла в правоверной Иудее, а не в «округе язычников», чтобы Мессия спасал чистокровных иудеев, а не «темных людей земли» - галилеян.
Его кровные родственники, конечно, верили в Него ничуть не меньше, чем Его ученики. В евангелиях несколько раз подчеркнуты размолвки между Христом и Его близкими в силу разных причин. Некая ревность апостолов, диктовавших воспоминания евангелистам, к Святому Семейству. Честность самих евангелистов, не убоявшихся написать правду. Негодование родичей Христа на то, что Он уделял так много времени и сил Своим ученикам — чужим людям! – в ущерб членам рода. Последующие искажения Нового Завета при переписывании, редактированиях. Церковная цензорская правка. Уничтожение рукописей, выражавших иную, чем нынешний канон, точку зрения (в правление императора Константина и позднее).
Непростые отношения Христа с братьями были подобием Его сложных отношений с Матерью, о чем я уже рассказывал. Как практически любой иудей той эпохи, Мешиах с самого раннего детства жил вместе с различными близкими родственниками, которые были старше Его. По утверждению нынешних христианских священнослужителей, братья Господни были люди, выделявшиеся своими выдающимися личными качествами, горячею ревностью в вере, простотою, почти граничащею с аскетизмом, непреодолимою неприязнью ко всякой испорченности, беспорядочности или нечистоте, строгою преданностью мессианским надеждам и обрядовым обычаям своей страны. Они якобы сначала не верили в божественность Спасителя или, во всяком случае, держались взглядов, которые несогласны были с божественным планом Его самооткровения.
Так ли это на самом деле? Жили рядом с Богом, видели все чудеса Его и не верили в Него? И лишь после Воскресения открылись у них глаза истине – и вдруг, неожиданно, вознеслись братья Христа почти надо всеми апостолами, встав вровень с Петром и Иоанном, возглавили первую христианскую общину. Может, конечно, было и так. Да только мало верится... Канонические благовесты рассказывались апостолами, каждый из которых основал свои церкви, и записывались их духовными чадами со слов наставников. Члены Святого Семейства были соперниками для ревнующих Спасителя и друг к другу, и к другим людям учеников. И поэтому в евангелиях, написанных последователями апостолов, приведены только те эпизоды, которые рассказывали о разногласиях Иисуса с Его родственниками, примеры же добрых отношений и согласия нередко опускались.
На самом деле братья Христа, по крайней мере, двое из них – Иаков и Иуда, были такими же верными соратниками Мессии, как и Дюжина, только формально не входили в нее, ибо число официальных учеников ограничивалось двенадцатью – по количеству колен Израильских. Недаром этих двоих церковь тоже называет апостолами, хотя формально на титул сей права они не имеют, как и Павел. Апокрифы и еврейские историки к ним куда благосклоннее, чем авторы канонических сочинений. Их собственные писания также дают нам немало информации. Об этом – во 2-й части выпуска. А закончим слушанием созданной Самим Спасителем молитвы «Отче наш» на древнегреческом. Так она звучала, когда первохристиане пели этот евангельский текст, переведенный с арамейского.
«О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся и́мя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое́,
да бу́дет во́ля Твоя,
я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги наша,
я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;
и не введи́ нас во искуше́ние,
но изба́ви нас от лука́ваго.
Я́ко Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Ами́нь!»
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Продолжение следует.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3805/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9
Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10