Найти тему
Курские известия

Что погубило ЕРЦ Железногорска

И почему место единого расчётного центра не осталось пусто В последнее время региональное ТВ говорит о создании в районах области ЕРЦ – единых расчётных центров по расчёту и взиманию всех коммунальных платежей населения по единой квитанции. Для города Железногорска это давно пройденный этап. У нас ЕРЦ был создан 23 года назад, в 2000 году, задолго до старта пресловутой общероссийской реформы ЖКХ. В те времена ещё не было никаких УК, ТСЖ, улицы убирались муниципальным Горкоммунхозом, а дворы – муниципальной же организацией под названием ГПУ ЖХ, которая, вдобавок, содержала и весь жилфонд. И прекрасно содержала: и проводку чинили, и трубы, и краны; а дороги, тротуары и дворы были чистыми. Как это было Новосозданный ЕРЦ носил исключительно муниципальный характер, то есть был МУ – муниципальным учреждением городской администрации. Создан он был не просто так, а по острой необходимости: коммунальные платежи тогда население платило банкам, напрямую на счета коммунальных предприятий с 20-значной (буквально!) цифирью... Квитанции надо было заполнять вручную. И многие пожилые люди не справлялись – квитанций было много, по числу предприятий-получателей, допускали ошибки, переписывали, жаловались и пр. Инициатором создания ЕРЦ стал бывший замглавы города (старая команда тогда, как правило, уходила с бывшим мэром, а новый приводил своих). Он прекрасно справился с созданием ЕРЦ и возглавил его, быстро наладил работу, хотя комиссионные ЕРЦ одно время достигали целых 4%. Но народ как-то не роптал, наверное, потому, что квартплата была не слишком большой, а ЕРЦ – муниципальным. Коммунальные предприятия освободились от своих громоздких отделов сбыта (в прежнем виде), лишней бухгалтерии, отдали базу данных населения по городу в ЕРЦ, который занялся начислениями, сбором, учётом платежей. Почти сразу он отказался от множества квитанций по ЖКУ и ввёл одну, которую плательщик получал прямо в пункте оплаты после проведения платежа. Счётчиков на ресурсах тогда не было (за исключением электроэнергии, которую начали учитывать ещё на заре советской власти). Население платило по подушевым нормативам, никаких расходов на СОИ (содержание общего имущества), да и самого общего имущества не было, ещё не изобрели. И все затраты включались в тарифы. Для населения они были здорово занижены от реальной себестоимости услуг, по этой причине все коммунальные МУПы дотировались со стороны горбюджета. И конечно же, тарифы были разными для населения и организаций. А чтобы несильно напрягать дефицитный бюджет, практиковалось так называемое перекрёстное финансирование (когда затраты населения покрывались предприятиями). Льготы тоже дотировались напрямую из бюджета, тарифы ежегодно устанавливались городской Думой (за исключением энергоносителей, это регулируется государством), нормативы – областью. Реформа ЖКХ И всё бы ничего, но грянула реформа ЖКХ! Вернее, её внедрение. Железногорску удалось дотянуть аж до 2009 года, но это был крайний срок, городу надо было отчитаться до конца года. Потребовалось срочно создавать ТСЖ и УК, но дело было новое и желающих не нашлось. Тогда городская власть вынуждена была отдать на заклание муниципальный ЕРЦ, навесив ему, кроме начисления и сбора коммунальных платежей, управление всем жилфондом всего города. Он стал единственной и общегородской Управляющей компанией, превратившись в УК «МУП ЕРЦ». Это стало началом его конца. Пока ЕРЦ только собирал деньги, он был вполне рентабельным предприятием. Но как только он стал УК, начались проблемы. Ведь надо было содержать весь жилфонд города: убирать подъезды и дворы, латать крыши, трубы и проводку, обеспечивать народ бесперебойным отоплением, холодной и горячей водой, энергоресурсами, проводить текущие ремонты. Главная цель реформы ЖКХ – отказ от дотаций и перекрёстного субсидирования, мол, хватит, каждый платит сам за себя. И если кто помнит, примерно в те же времена стартовала и монетизация льгот. Льготники перестали получать прямые льготы, их обязали оплачивать 100% платежей взамен на денежные компенсации. Прекратились и бюджетные дотации по тарифам для населения. Логически рассуждая, надо было резко повышать эти тарифы, но нельзя – народ не одобрит. Ограничились ежегодной индексацией в 5 – 6% даже для очень низких тарифов (в Железногорске кубометр холодной воды до сих пор стоит всего 27 руб. 56 коп., а это ведь тонна воды, добытая за 50 км от города из артезианской скважины). Собираемых денег стало катастрофически не хватать на эти затраты, а главное, на оплату коммунальных ресурсов, МУПы «Гортеплосеть» и «Горводоканал» стали стремительно накапливать долги, дебиторские и кредиторские. Дебиторские – со стороны новоиспечённой общегородской УК, которую обвинили в недоплате от собранных с населения взносов, а кредиторские – газовщикам и энергетикам, без газа и электроэнергии отопления и воды не бывает. ОДН Реформа ЖКХ подразумевала не только создание управляющих организаций, но и учёт всего и вся. Надо было срочно устанавливать приборы учёта, не только поквартирные, но и общедомовые. Вот тут-то и вылезло главное арифметическое противоречие ЖКХ: сумма слагаемых – вовсе не их сумма, а гораздо меньше, то есть расходы ресурсов по показаниям поквартирных счётчиков в сумме оказались намного меньше расходов по показанию общедомового. Для объяснения этого феномена и придумали «дельту», или неучтённые расходы, переименованные уже несколько раз (на МОП – места общего пользования, СОИ – содержание общего имущества, ОДН – общедомовые нужды). И если для электроэнергии «дельту» можно оправдать лампочками в подъездах и работой лифта, то для остальных ресурсов формально – ну никак! Всем понятно, что «дельта» – это потери в сетях: старые трубы протекают, старые провода нагреваются, искрят, замыкаются. Плюс воровство потребителей. Вот на таком фоне, когда коммунальным МУПам надо отдавать деньги по общедомовому счётчику, а УК собирает гораздо меньшие деньги по квартирным, да вдобавок не хватает платежей на содержание самого дома, и начался стремительный закат Единого расчётного центра. Он немного притормозился созданием других УК и ТСЖ, они начали забирать многоквартирные дома из управления УК МУП ЕРЦ. Но у них начинались точно такие же проблемы по тем же самым причинам. Появились такие выражения, как «общий свет», «общая вода». Слава Богу, нет «общего отопления» и «общего газа». Плату за отопление считают из показаний общедомового счётчика, разделив объём тепла на суммарную квартирную площадь дома, а газовщики удовлетворены оплатой по квартирным счётчикам (действительно, куда ему, газу, ещё деваться, кроме плиты, а утечки – это уже недопустимое ЧП). Сейчас мы, жители, уже без ропота платим за общие свет и воду, но пока это наладилось, много их утекло (и воды, и света). У МУПов скопились многомиллионные долги. А городские УК в подавляющем большинстве фактически обанкротились, и создали своих двойников с теми же учредителями, похожими названиями и теми же домами, жители которых якобы проголосовали за переход в новое управление (не приходя в сознание). Чтобы начать с чистого листа, то есть без долгов. Не миновала участь сия и УК МУП ЕРЦ. Расчётно-кассовый центр Как расчётный центр он давно прекратил своё существование, но свято место пусто не бывает. Его очень быстро занял расчётно-кассовый центр, учреждённый частными лицами и крупнейшей УК города, учреждённой теми же лицами. Городская власть долго боролась (или делала вид, что борется) за прямые платежи, ратуя за введение в число учредителей центра коммунальные МУПы и даже пыталась возродить былой отдел сбыта в Гортеплосети, но как-то не получилось. В результате горадминистрации пришлось делать хороший вид при плохой игре и объявлять платежи через частный расчётный центр прямыми (в том смысле, что деньги жителей поступают не на банковские счета УК, а на банковский счёт этого центра). Мол, этот счёт транзитный, и деньги граждан там не задержатся, на третий день придут в МУПы. Это всего-навсего платёжный агент. Но со временем сложилось впечатление, что городская власть лоббировала именно этот РКЦ, активно препятствуя созданию других. Справедливости ради, нескольким УК путём объединённых усилий удалось преодолеть это лобби и создать ещё один расчётный центр для своих домов – ГРЦ. Теперь в городе есть хоть какое-то подобие конкуренции. Некоторые ТСЖ сохранили за собой сбор платежей и перечисление их в МУПы (плюс мусорщикам, домофонщикам, энергетикам, фонду капремонта), но в случае чего у ТСЖ теперь есть выбор. Получатели платежей не возражают. За исключением газовщиков. Курскрегионгаз никому не доверяет платежи граждан за газ, только на свой счёт и по своим квитанциям! 20 лет назад они забрали эти платежи у сетевиков, которые сильно возражали. Точно такая же история случилась с сетевиками-электроэнергетиками. Сначала РЭК, потом поглотивший его Атомэнергосбыт забрали себе приятную функцию сбора денег, получив статус ресурсоснабжающих организаций, как и Межрегионгаз. То есть функция добычи, поставки ресурсов жёстко отделена от сбора денег за эти ресурсы. И кто собирает деньги, ничего не производя, тот всегда будет «в шоколаде». Он получает свой процент комиссии и с ростом платежей только богатеет. Если ему не вменят других задач. Даже удивительно, что в регионе сохранились места, где до сих пор нет ЕРЦ.

ЖКХ
2331 интересуется