1,7K подписчиков

Рулевая рейка грузового транспорта: устройство, принцип работы, функции рулевой рейки

<100 прочитали
Рулевая рейка грузового транспорта: устройство, принцип работы, функции рулевой рейки

Система рулевого управления – важный узел, отвечающий за комфортное и безопасное вождение. О рулевой рейке как о важней составляющей системы рулевого управления, ее устройстве и проблемах, которые могут встречаться, сегодня и пойдет речь.

Рулевая рейка грузового транспорта: устройство, принцип работы, функции рулевой рейки

Рулевая рейка – часть системы рулевого управления. Существует три вида рулевых механизмов: реечный, винтовой и червячный. Но именно реечный тип получил наибольшее распространение. Такую рулевую систему чаще всего используют в современных легковушках, на некоторых автобусах и легких грузовиках, например на Hyundai Porter 1 и Hyundai Porter 2.

Механинизм и функция рулевой рейки

Механизм работы этой конструкции довольно прост: во время вращения руля, карданный и зубчатый валы передают момент вращения на рейку, рейка перемещается вправо и влево, соединенные с ней тяги тоже начинают перемещаться и поворачивать ступицы (или поворотные кулаки) и закрепленные на них колеса.

Таким образом, одна из главных задач рулевого механизма управления – обеспечить правильное положение колес и движение машины в заданном водителем направлении.

Устройство и типы рулевых реек

Выделяют три типа рулевых реек:

Механическая рулевая тяга – самая простая. Здесь угол поворота колес полностью зависит от усилий водителя. Такая рейка напрямую передает крутящий момент от входного вала через шестерню на зубчатую рейку.

Механическая рейка состоит из:

  • алюминиевого корпуса (картера),
  • гофры, защищающей от влаги и грязи,
  • шестерни, спрятанной в корпусе рулевого механизма (крепится с помощью подшипника);
  • пружины с поджимным поршнем (он прижимает рейку к зубьям шестерни);
  • опорной втулки;
  • гайки бокового поджима.
Механическая рулевая рейка
Механическая рулевая рейка

Гидравлическая рулевая рейка оснащена гидроусилителем руля, который преумножает усилия, прилагаемые водителем, и позволяет тратить намного меньше сил для поворота колес. Сейчас используется на внедорожниках и грузовых авто.

Такая рулевая рейка, в отличие от механической, имеет гидравлические цилиндры, которые расположены между зубчатой рейкой и корпусом. Кроме того, гидравлическая система оснащена золотниковым распределителем, который располагается на ведущем валу.

Насос гидроусилителя руля подает жидкость ГУР в распределитель. Когда руль поворачивается, каналы распределителя открываются и жидкость попадает на рулевую рейку, рейка начинает движение.

Такая система не только облегчает работу водителя на поворотах, но и повышает безопасность, так как при попадании в яму ГУР гасит удар, и руль не вырывается из рук.

Гидравлическая рулевая рейка
Гидравлическая рулевая рейка

Электрическая рулевая рейка отличается от гидравлической тем, что увеличение усилий человека происходит не за счет гидравлики, а за счет электрического двигателя, которым управляем ЭБУ.

Существует несколько типов ЭУР. Самая распространенная – конструкция, при которой электродвигатель располагается непосредственно рядом с рейкой, а сама система укомплектована дополнительной шестерней и червячной передачей.

Плюс электрической рулевой рейки в том, что она одинаково работает при любой температуре и не требует регулярной замены жидкости, как в системе с ГУР. Но некоторые считают ее менее информативной в работе.

Электрическая рулевая рейка
Электрическая рулевая рейка

Признаки и причины неисправностей рулевой рейки грузовика

Реечный механизм, широко используемый на легковых и некоторых грузовых авто, очень прост по своей конструкции и в этом его преимущество. За счет меньшего количества элементов он быстро реагирует на сигналы и обеспечивает высокую эффективность и легкое руление.

При этом механизм имеет ряд недостатков: он восприимчив к вибрациям, чувствителен к качеству дорожного полотна, не любит частой езды по неровным дорогам и предрасположен к ускоренному износу.

Почему рулевая рейка может выйти из строя?

1. Активная езда по неровным дорогам: если вы часто ездите по бездорожью, регулярно «летаете» через рельсы, наезжаете на бордюры, нагрузка на реечный механизм увеличивается, износ ускоряется.

2. Нарушение регламента обслуживания узла, в частности, несвоевременная замена жидкостей и деталей.

3. Резкий старт с вывернутыми колесами может стать причиной выхода из строя гидронасоса, так как создает повышенное давление в узле.

Чаще всего на грузовых авто встречаются следующие неисправности:

  • коррозия рейки: резиновые пыльники не вечны, со временем они приходят в негодность, герметичность нарушается, и грязь и влага начинают свое разрушающее действие.
  • повреждение зубьев шестерни и/или рейки в результате естественного износа; центральный зуб стирается, а некоторые зубья просто отлетают;
  • выработка подшипника;
  • поломка шарнира;
  • износ шарового шарнира или сайлентблоков.

Признаки неисправности

Выявить неисправность в рулевой рейке, оснащенной ГУР или электродвигателем, самостоятельно сложно – это требует специального оборудования. Однако есть ряд признаков, которые могут подсказать водителю, что с рейкой что-то не так.

1. Стук со стороны рейки. Сначала проявляется только на кочках, но затем становится постоянным. В запущенных случаях, машина перестает слушаться руля. Возможная причина – шарнир, сайлентблоки или износ центрального зубца.

2. Следы масла под машиной – верный признак нарушения герметичности узла в системе с ГУР. В данном случае необходимо проверить сальники, прокладки и другие элементы уплотнения на износ. Еще одна вероятная причина – коррозия главного вала.

3. Сложности на поворотах: вы чувствуете, что прикладываете больше усилий, чем обычно, слышите посторонний шум. Причины могут быть разные: ослабление ремня привода насоса ГУР, резиновое кольцо плавающей шайбы насоса гидроусилителя и пр. Такие симптомы требуют обследования на СТО.

4. Машина неадекватно реагирует на повороты руля, руль не возвращается в исходное положение – возможно, картер рейки или вал погнулся.

5. Вибрации при движении по прямой и на поворотах.

6. Слишком легкое движение руля, несоответствие поворота руля повороту колес.

________________________________________________________________________________

Если вы поняли, что пришло время отремонтировать или заменить рейку, обращайтесь в «Автотягу» – здесь вам подберут все необходимые детали. Звоните +7 (495) 104-98-10 или заходите на сайт Автотяга.рф для самостоятельного оформления заказа.


Вам также будет интересно:

#автотяга #автосоветы #автомобильныехитрости #авторемонт