Редакция сайта «Карелинформ» задала мне два вопроса, касающиеся темы специальной военной операции России на Украине, и в подготовленном материале какие-то фрагменты моего комментария опубликовала, сделано что было полно, на мой взгляд. Хотя что-то из сказанного мною по объективным причинам осталось неиспользованным автором публикации (что нормально). Поскольку мои читатели что-то недопоняли из моих ответов, то я решил опубликовать текст своих ответов на заданные мне вопросы.
Корреспондент: Как вы относитесь к высказываниям видных политиков о наказании тех, кто покинул страну в связи с СВО? Заместитель председателя Совета Безопасности Российской Федерации Дмитрий Медведев говорит о «правилах военного времени», депутат Госдумы РФ Евгений Попов предлагает аннулировать российские паспорта, другие предлагают повысить налогообложение.
А. Цыганков: В России принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой и Луганской республик, но это не равноценно объявлению войны. Это совсем другой правовой статус. Военно-политическая обстановка в стране не воспринимается гражданами в качестве всенародной угрозы. И так получается, что каждый человек сам для себя решает, в каком психологическом режиме ему жить. Одни воспринимают защиту жителей Донбасса как своё личное дело. Кто-то добровольно отправляется на фронт, понимая что может не вернуться домой. Другие, желая быть причастными к защите Русского мира, участвуют в сборе гуманитарной помощи для жителей воюющих регионов России. Это их личный выбор. Но есть и другая личная позиция, когда война на Украине для граждан России не является основанием, чтобы отказываться от привычной мирной жизни. И эти люди едут отдыхать в том числе и за границу (куда пускают россиян), развлекаясь, делясь фотоотчётами о своём беззаботном и весёлом времяпрепровождении.
Общественное сознание расколото. Чувства гражданского единства нет. Потому что само государство такую неопределённость создало. Нет войны. Нет всеобщей мобилизации. И каждый волен сам выбирать стиль гражданского поведения. Потому в такой ситуации говорить о «правилах военного времени невозможно». Нет в России такого военного состояния. Если зам председателя Совбеза России Д. Медведев живёт в осознании полного своего погружения в специальную военную операцию, то найдутся тысячи других Медведевых, которые так не думают. А значит и призыв их должностного однофамильца удивит и даже смутит их. А Медведев, напомню, намекает на физическое устранение граждан России, бежавших за рубеж и оттуда информационно атакующих Россию. Тут тоже надо бы уточнить. Высшая мера наказания должна догонять именно военных преступников, а не инакомыслящих.
Отбирать российские паспорта у граждан России за их политический выбор – тоже было бы неправильным. За действия – да, такое возможно. Гражданин России призывает к тому, чтобы уничтожить Россию. Фактически встаёт на сторону врага в информационной войне. Это уже действие. Но тогда было бы честнее не драпировать государственное решение, отнимая паспорт у «информационного бойца» против России, а ввести в Конституцию России норму о праве государства лишить гражданина данного правого статуса, чётко оговаривая при каких условиях такое становится допустимым. И гражданин России, который будет знать об этом, сам примет решение: с Россией он или против неё. Это будет его осознанный выбор. Действующая Конституция России не предусматривает возможности лишения человека гражданства России, он может только сам от гражданства отказаться.
Корр.: Как Вы считаете, нужны ли вообще какие-либо наказания для российских граждан, уехавших за границу? Почему?
А. Цыганков: Тут общего правила невозможно установить. Каждый случай должен рассматриваться индивидуально. Для примера. Артист-комик Галкин, имеющий двойное гражданство, и публично дискредитирующий Россию, должен быть отлучен от всех форм сотрудничества с институтами государственной власти в России. Русофобу должно быть отказано в «государственном кормлении». И никаких финансовых субсидий не предоставлять тем частным структурам, которые сотрудничают с ним. Телеведущий Галкин должен быть вычеркнут из культурной жизни страны, финансируемой государством. Пусть находит иные источники доходов, частные, в том числе и в России. Никакого запрета на профессию быть не может. Пусть работает. Но все в России будут понимать, что рискуют, связываясь с иностранным агентом.
Похожий пример с артистом Смольяниновым, сбежавшим из России и сделавшим такие заявления, что ему теперь в принципе невозможно возвратиться домой, на Родину. Потому что он отрёкся от Родины, заявив, что готов воевать в Вооружённых силах Украины против России.
Смольянинову безразлична судьба России, пусть хоть исчезнет наша страна, как он выразился: «превратится в радиоактивный пепел». То есть он желает, чтобы я и моя семья, и мои близкие сгорели в атомной войне. Как к нему относиться? По закону. В отношении него Следственный комитет России уже возбудил уголовное дело. Пусть отвечает за свои слова. И паспорта отбирать у него не придётся. Пожелает мыкаться по заграницам – его личный выбор. Вернётся домой – курс реабилитации придётся проходить в стенах исправительной колонии. Он сам такое решение принял для себя, выразив желание воевать на стороне Украины. За этот выбор нужно отвечать. И каждый зазвездившийся россиянин должен это понимать.