В самом начале SEO-продвижения сайта специалист обязан «уведомить» поисковые системы о наличии сайта в индексе и оценить, какие проблемы отображает Яндекс или Google по своим стандартам. Сайт добавляется в Вебмастер – сервис Яндекса, в котором содержится панель инструментов для оценки качества индексации сайта. Этот инструмент находится по URL-адресу: https://webmaster.yandex.ru/. Верификация осуществляется тремя способами:
- Добавление соответствующего кода в тег «head».
- Размещение файла Вебмастера сайта в корневой папке проекта.
- Добавление TXT-записи верификации в DNS домена сайта.
Если домен новый и ни разу не проверялся Яндексом, необходимо подождать несколько дней, чтобы сформировался предварительный отчет и на панели можно было обнаружить ошибки. Их необходимо устранять в кратчайшие сроки.
В данной статье рассмотрим самые частые ошибки Вебмастера Яндекса и приведём рекомендации по их устранению.
Категории проблем
Ошибки проверяемого сайта указаны в разделе «Диагностика сайта». Существует 4 категории ошибок, которые фиксирует Яндекс и сообщает об этом пользователю:
- Фатальные — отображаются возможные проблемы с подключением сайта к серверу, его корректной настройкой, доступностью для последующего индексирования, соблюдением правил безопасности и общих правил поисковой системы.
- Критичные — выдаются проблемы с настройкой SSL-сертификата (он отвечает за безопасное HTTPS-соединение, важный фактор в SEO-оптимизации), ссылками с 404-ошибкой и скоростью ответа сервера на запрос.
- Возможные — потенциальные проблемы, которые влияют на общее качество сайта для потенциальных пользователей и скорость обхода отдельных страниц сайта – правильная настройка XML-карты, наличие файла robots.txt, разрешение на обход внутренних страниц через статистику из Метрики (настройка параллельного отслеживания данных со счетчика статистики), наличие дублирующихся страниц.
- Рекомендации — общая информация для улучшения представления сайта в поиске.
Как правило, все ошибки и рекомендации важно закрывать и исправлять, а при выполнении вовремя уведомлять системы через кнопку «Проверить». Также рекомендуется отправить отредактированные страницы на переобход (раздел «Индексирование», далее – «Переобход страниц»).
Рассмотрим подробнее все варианты и пути для исправления.
Фатальные ошибки
Уведомления о наличии такого рода проблем могут появляться в следующих ситуациях:
«Главная страница возвращает ошибку»
Проблема отображается, если главная страница не выдает корректный ответ сервера — «200 ОК», это можно проверить в разделе «Инструменты» - «Проверка ответа сервера». Причины могут быть разные — страница закрыта от индексации, произошел сбой в настройке сервера, главная страница перенаправлена на другую страницу (для нее настроен редирект).
Для исправления необходимо проверить файл robots.txt на наличие правила «Disallow» для главной страницы или убрать тег noindex в метатеге robots в коде главной страницы.
«Не удалось подключиться к серверу из-за ошибки DNS»
Это означает, что при индексировании поисковый робот не смог получить IP-адрес сервера, на котором расположены файлы сайта. Адрес присваивается хостинг-провайдером и указывается в панели управления DNS-записями. При корректной настройке ответ сервера для ресурса – «200 ОК». В случае неполадки следует обращаться к хостинг-провайдеру.
«Сайт закрыт от индексирования в файле robots.txt»
Зачастую такая ошибка возникает после переноса готового проекта с тестового домена (откуда велась разработка) на основной. В файле robots.txt обычно в таких случаях прописывается правило «Disallow: /», означающая закрытие от индексации абсолютно всех страниц сайта. Чтобы устранить эту ошибку, требуется просто удалить эту строку из файла для всех элементов User-Agent.
«Обнаружены нарушения или проблемы с безопасностью»
В эту категорию фатальных проблем попадают сайты, замеченные за нарушениями, которые противоречат правилам поисковиков, среди таких нарушений могут быть:
- переспамленные SEO-тексты;
- обман Яндекса с целью манипуляции выдачей в топе поиска;
- чрезмерная закупка SEO-ссылок — наличие большого количества внешних ссылок, закупленных в течение недавнего времени;
- дорвеи — наличие сквозного веб-ресурса, который за счет мощного трафика перенаправляет пользователей на продвигаемый сайт;
- майнинг
- малополезный контент;
- фишинг — сбор конфиденциальной информации, логинов, паролей, данных для связи
- «черные» и «серые» методы продвижения, связанные с манипуляцией поведенческими факторами или большим количеством автоматических переходов (накрутка ботами), применяемая не только некоторыми SEO-оптимизаторами, но и недобросовестными конкурентами.
Чтобы узнать точный ответ, что именно исправлять, необходимо перейти в раздел «Безопасность и нарушения» и нажать на кнопку с вопросительным знаком. Далее от SEO-шника требуется внимательно исправить ошибку, чтобы после устранения проблемы в том же разделе нажать кнопку «Я всё исправил». Проблем должна исчезнуть, в противном случае придется ждать минимум 3 месяца.
Критичные ошибки
Рассматриваемые проблемы могут стать причиной понижения позиций по продвигаемым запросам по отдельным страницам или для всего сайта.
«Долгий ответ сервера»
В данном случае страницы долго отвечают на запросы поискового робота. Для проверки скорости прямо в Вебмастере можно использовать инструмент «Проверка ответа сервера». Оптимальное время для корректной работы — не более 3-х секунд. В противном случае необходимо настроить кэширование ресурса, устранить ошибки и добавить ресурс на хостинге, а также сократить число запросов к базе данных.
«Некорректная настройка SSL-сертификата»
Для безопасного соединения ресурса с пользователем с возможностью предоставления информации используется SSL-сертификат, обеспечивающий защищенное HTTPS-соединение. Критическая проблема может появиться в следующих случаях:
- Истек срок действия — требуется продление;
- Сертификат был аннулирован по причине проблем в удостоверяющем центре — заменить на корректный и работающий на всех популярных браузерах;
- Сертификат оформлен на дублирующийся домен — заменить на актуальный адрес и заодно настроить перенаправление;
- Использование самописного SSL — заменить на один из популярных и работающих.
«Найдены страницы-дубли с GET-параметрами»
К проблеме относятся дубли страницы с одинаковым содержимым, но доступные по разным URL-адресам. Это или страницы без перенаправления на правильный адрес или содержащие GET-параметр, связанный с динамической ссылкой для сервера.
Для исправления необходимо добавить правило «Clean-param:» в файл robots.txt или разместить в теге «head» атрибут rel=”canonical” с отображением правильной версии страницы. Проблема «уходит» автоматически через несколько дней.
Возможные ошибки
Самый распространенный вид, к которым относятся небольшие проблемы при SEO-оптимизации.
«Не найден файл robots.txt»
Данный файл нужен для определения правил индексирования для поисковых роботов, что можно включать в выдачу, а что — нельзя. Иногда бывает, что Вебмастер может случайно сообщить об ошибке, даже если файл размещен в корневой системе сайта. В таком случае нужно нажать кнопку «Проверить» и в течение 2-3 дней уведомление удалится.
«Обнаружены ошибки в файле robots.txt»
Необходимо через Вебмастер проверить на наличие ошибок файл robots.txt, который закрывает часть страниц от индексирования. Для исправления требуется еще раз проверить документ на правильную настройку директив.
«Нет используемых роботом файлов Sitemap»
Sitemap.xml представляет собой список всех страниц сайта, который считывает поисковая система, загружая в свою базу новые страницы. Для устранения проблемы нужно создать и загрузить на сервере файл (через специальные сервисы, например SiteAnalyzer, а также стандартный SEO-плагин в CMS), указать в панели Вебмастера ссылку на карту («Индексирование» - «Файлы Sitemap»), а также скопировать путь к файлу и отметить в файле robots.txt.
«Обнаружены ошибки в Sitemap»
В Вебмастере есть компонент «Анализ файлов Sitemap», с помощью которого можно проверить все строки файла на ошибки и устранить их. Вносить изменения рекомендуется, даже несмотря на то, что при наличии проблем поисковая система не блокирует весь файл, а игнорирует незнакомые инструкции.
«Отсутствуют элемент title и метатег description»
Теги title и description необходимы для соответствия ресурса запросу пользователя. С их помощью поисковая систем формирует сниппет — краткое описание сайта в выдаче. Метатеги обязательны к заполнению.
«На страницах имеются одинаковые заголовки и описания»
Метатеги title и description должны быть не только заполнены, но и различимы между собой. Рекомендация исчезнет после изменений и последующей проверки роботом, рекомендуется указать ссылки на измененные страницы в разделе для переобхода.
«Файл favicon недоступен для робота»
В данном случае иконка не всегда показывается в результатах поиска (в зависимости от браузера). Посмотрите причину: ответ сервера не «200 ОК» — проверьте ссылку, причина может быть в неправильном значении данных в параметре type.
Рекомендации
В этой категории отображаются предложения по улучшению позиций сайта.
«В результатах поиска найдены поддомены»
Если в проекте имеются региональные поддомены, их также нужно добавлять в Вебмастер в качестве отдельных ресурсов, а в разделе «Региональность» присвоить геопривязку через карточку компании в Яндекс.Бизнес и добавление ссылки на страницу «Контакты», где указан фактический адрес. Для поддоменов дополнительная верификация не требуется – достаточно просто добавить проект на уже подтвержденный аккаунт для основного зеркала сайта.
«Не задана региональная принадлежность сайта»
В блоке «Региональность» нужно указать регион (город или субъект), чтобы лучше отображать продвигаемый сайт по геозависимым запросам, когда пользователь ищет товар или услугу, не указывая регион в поисковой строке, а находясь в нем.
«В Бизнесе подготовлена карточка организации»
Сервис «Яндекс.Бизнес», с помощью которого можно создавать карточки компании для отображения, например, в картах, может автоматически сформировать профиль на основе контента, особенно это относится к новым сайтам. В данном случае необходимо проверить и подтвердить содержимое карточки.
«Не указаны регионы в Яндекс Бизнесе»
Проблема относится к профилю в «Яндекс.Бизнесе». Необходимо выполнить все условия для правильного отображения карточки:
- данные заполнены на 90% и более (получена специальная «галочка» о том, что владелец компании подтвердил все указанные данные);
- указано главное зеркало сайта;
- с момента создания карточки прошло больше 1 недели.
Если все условия выполнены, рекомендация пропадет из раздела диагностики.
«Файл favicon не найден»
В качестве рекомендации может выпасть не только отсутствие favicon, но и его правильный формат – с расширением «.svg» или размером от 120х120 пикселей.
«Сайт не оптимизирован для мобильных устройств»
Чтобы увидеть замечания, необходимо перейти в раздел «Инструменты» - «Проверка мобильных страниц» и ознакомиться с рекомендациями от Яндекса, которые мешают корректному отображению мобильной версии сайта. Если все изменения были сделаны или ошибок не обнаружено, можно нажать кнопку «Проверить» для дополнительного анализа со стороны робота.
Вывод
При обнаружении ошибок в Яндекс.Вебмастере особое внимание уделите фатальным и критическим ошибкам – они напрямую влияют на работоспособность сайта и могут обрушить позиции сайта по продвигаемым запросам на несколько страниц вниз. Для устранения ошибок желательно привлекать технического специалиста (программиста или разработчика). Возможные проблемы относятся больше к компетенции SEO-специалистов и требуют чуть больше времени на исправления — все зависит от размера сайта.
К рекомендациям также следует присматриваться, чтобы успешно конкурировать с сайтами в топе поиска и улучшать коммерческие и поведенческие факторы.
_____________________________________________________________________________________
Если у вас остались вопросы по разработке сайтов и продвижению в Интернете — напишите нам: info@kuratov.ru
Индивидуальное решение для вашего бизнеса можно найти на сайте https://kuratov.ru/