Найти тему
ПРОГОСЗАКАЗ.РФ

Заказчик установил требование о наличии у участников закупки лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники.

ВОПРОС ДНЯ

Заказчик установил требование о наличии у участников закупки лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники. Участник закупки представил в составе заявки лицензию сторонней организации и соглашение о намерении в случае своей победы в аукционе заключить с этой организацией договор субподряда. Вправе ли мы допускать данного участника?

ОТВЕТ

Требования, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, устанавливаются к УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ. Следовательно, именно сам УЧАСТНИК ЗАКУПКИ (а не какие-либо третьи лица) должен соответствовать указанным требованиям.

Как разъяснил Верховный Суд РФ, возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у самих УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ (п. 7 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017). Отсутствие в составе заявки участника закупки документа, который подтверждает ЕГО соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, является основанием для отклонения заявки такого участника в силу п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.

Приведем пример правовой оценки из решения Курганского УФАС России от 03.09.2021 по делу № 05-02/280-2021 (изв. № 0843500000221002955):

«Поставка и ввод в эксплуатацию медицинской техники представляют собой единый непрерывный комплексный процесс, поэтому осуществление поставки и ввода в эксплуатацию медицинской техники разными исполнителями (в т. ч. исполнителем и соисполнителем) может привести к срыву своевременного и надлежащего обеспечения медицинских организаций необходимым оборудованием с необходимым качеством, обеспечивающим безопасность последующего применения поставленного оборудования, в т. ч. для пациентов и персонала.

По итогам аукциона государственный контракт заключается с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), подавшим заявку на участие в аукционе. А значит, именно указанное лицо (исполнитель) должно соответствовать требованиям, т. к. ответственность за действия привлеченных соисполнителей перед заказчиком несет исполнитель.

Поскольку участник закупки не представил в составе заявки лицензию на производство и техническое обслуживание медицинской техники в части технического обслуживания, монтажа и наладки медицинской техники, заявка данного участника правомерно была признана не соответствующей требованиям извещения об аукционе».

В то же время следует помнить, что требование о наличии лицензии непосредственно у участника закупки является правомерным только в том случае, если ВЕСЬ ОБЪЕКТ ЗАКУПКИ относится к данному лицензируемому виду деятельности.

Так, в письме Минфина России от 20.07.2020 № 24-02-08/63342 разъясняется, что «если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.

При этом заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчиков после заключения государственного контракта.

В случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ».

Аналогичного мнения придерживаются и контролирующие органы.

Приведем пример правовой оценки из решения Пензенского УФАС России от 07.04.2022 по делу № 058/06/106-277/2022 (изв. № 0355300034022000013):

«Если закупаемые работы/услуги не являются самостоятельным объектом закупки, а должны выполняться исполнителем наряду с иными работами, то в целях расширения круга участников закупки необходимо устанавливать возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта, имеющих соответствующую лицензию. В рассматриваемом случае заказчиком установлено требование о наличии соответствующей лицензии именно у конкретного исполнителя, а не у участника закупки. Установление требования к непосредственному исполнителю для выполнения работ по контракту, связанных с лицензируемыми видами деятельности, соответствует требованиям законодательства о контрактной системе и не противоречит позиции, изложенной в п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017».

На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы
ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Елена Чернюк.