Наши дела совсем неплохи, если всеми ругаемая молодежь умеет так самоотверженно работать!
Я просто ахнула, увидев огромные, больные, выкатывающиеся из орбит обезумевшие глаза несчастного царя! Боже мой, именно так выглядит человек, когда у него глюкоза на нуле, и если укол не сделать – все!
Я рассказываю про балет «Иван Грозный» в Большом театре.
Программка вот.
Артемий Беляков - впервые в партии царя Ивана, поэтому речь прежде всего о нем.
Вы понимаете, «Иван Грозный» - не просто еще один спектакль, а самый трудный, на мой взгляд, спектакль во всем балетном репертуаре. Даже в «Спартаке» нагрузка почти поровну распределена между главными героями. Да и кто из мальчишек не хочет быть предводителем армии борцов за справедливость? И это придает силы.
В «Иване Грозном», напротив, все действие держится на главном герое, он присутствует на сцене, по-моему, больше, чем Анастасия и Курбский вместе. Не говоря уже о том, что, изображая человека с нестабильной психикой, недолго и артисту подвинуться рассудком!
Вот поэтому у меня заранее к большим ожиданиям примешивались и не меньшие опасения.
Гм… говоря честно, не только поэтому.
Роберт Бёрнс, если бы жил сегодня, свой «Вересковый мед» писал бы так:
Правду сказал я, шотландцы,
И дело здесь - архишвах.
Не верю я в доблесть юных,
Погрязших навек в соцсетях.
Оказалось – ан нет!
С самого начала все шло очень достойно, с широтой и размахом. Конечно, всегда можно что-то «дополнить и угл’убить», но это пустяки.
Однако в сцене государственного строительства я видела не столько царя, сколько артиста балета в партии царя, с недоумением и даже некоторым смятением на лице: «Куда это меня занесло?..»
И при выборе невесты было ощущение, что не царь осчастливил худородную боярышню, а отличнику Пажеского корпуса доверили танец с самой государыней-императрицей.
Коренной перелом, как и предполагалось, наступил при взятии Казани. Я вам уже говорила, Артемию Белякову с его фирменной кавалергардской выправкой отлично удаются «военные» партии. Какой салют у де Бриенна, единственный во всем блоке «Раймонды»! И как он ловко управляется с оружием - не иначе, когда-то занимался фехтованием. Может, кто-то знает точно? Тогда скажите мне!
А пока царь уже возвращается из похода, вполне уверенный в себе: «Ну всё, дело пошло!»
Тут надо сделать небольшое отступление.
Вы видите, фотографии сделаны как бы с угла? Редкий случай, когда я взяла билет в боковую ложу, почти над сценой. Для знакомства со спектаклем я таких мест не посоветую, отсюда «за деревьями не видно леса». А вот если надо получше рассмотреть солистов, то в самый раз.
Скажу больше! Вы помните хореографический рисунок спектакля? По воле балетмейстера царь все время поворачивается лицом к левой ложе – и в разговоре с Богом, и с призраком Анастасии на руках, и даже в скоморошьей одежде он все время двигается по авансцене справа налево, спиной к директорской ложе и лицом к ложе почетных гостей.
Но и это еще не все!
С моего крайнего места открывался вид не только на сцену и оркестровую яму, но и на две служебные ложи с противоположной стороны.
Конечно, в лицо я никого не знаю, у меня же нет никаких знакомых за кулисами. Могу различить только балетного начальника по гордой осанке и суровому профилю непреклонного вождя благородных индейцев, на всех балетах он неизменно присутствует в верхней ложе. Хотя, как подобает офисному планктону, я сдержанно отношусь к любому начальству вообще, но, когда у человека рабочий день всегда заканчивается в 10 часов вечера, это не может не вызывать уважение.
В нижней ложе на двух первых рядах расположились две дамы и один джентльмен. Последний, как я могла заметить, сопровождает выступления Артемия Белякова всегда, аплодирует долго и горячо тоже всегда. И еще на третьем/четвертом ряду наблюдалась почти сливающаяся со стеной неуловимая тень. Причем двигалась она синхронно с главным героем: Грозный на сцену – тень в ложу, тот за кулисы – и тень туда же.
В результате такой челночной дипломатии - старшие товарищи поддержали ободряющим словом, или просто артист уже освоился в новой партии, или то и другое вместе… В любом случае, к концу первого акта, в очень трудной сцене, когда царь уходит на больничный лист - признаться, никаких особых надежд я на нее не возлагала, но тут стало ясно: «Грозный есть!»
Вы знаете, почему еще я волновалась? Года четыре назад я видела два дебюта Артемия Белякова, не очень удачных. Тогда он пытался – или ему было велено? – копировать танцовщиков, исполнявших эти партии до него. Когда это делается через силу, то никогда к добру не ведет.
А теперь я видела многое, что не было свойственно этому артисту раньше – округлые движения, которые я бы сравнила с вкрадчивым и смертоносным изгибом восточной сабли; до этого его шаг скорее напоминал широкий размах двуручного меча в руках Ричарда Львиное Сердце. Никогда до того я не видела его в партиях, где требуется большое актерское дарование. Никогда раньше я не обращала внимание на впечатляющую растяжку – в каком-то интервью он и сам говорил, что это не совсем его направление. Наконец, ближе к финалу - целая серия прыжков, рассекающих воздух, как лезвия ножниц, ясно показывающих: не приближайся, убьет!
И все это, раньше инородное и чуждое, теперь было изучено, освоено, стало частью профессионального багажа и выглядело естественно и логично.
Но сколько здесь работы! И какая беззаветная преданность делу! Я даже не представляю, как можно хоть на несколько часов отождествить себя с таким, мягко говоря, неоднозначным героем без серьезного ущерба для собственного здоровья?
В общем, за Артемия Белякова я очень рада.
Перефразируя теперь «наше все»:
Быть можно дельным человеком
И фондом круто управлять.
И весь зал определенно тоже очень рад. Слышите, как «браво» кричат обычные зрители, не клака?
Да и сам он на поклонах просто сиял! Анастасию благодарил нескончаемо, с Курбским обнялся, оркестр поприветствовал, поклонился в пояс кордебалету, отбежав к кулисе, чтобы пятой точкой не мелькать перед зрителями… Одним словом, все хорошо, ура!
Думаете, это все? Как бы не так!
Мы ведь не можем обойти вниманием Анастасию?
Я видела всех имеющихся на сегодня в афише цариц, но чаще всего – именно Светлану Захарову. Ну, это понятно. Сцена, где душа Анастасии спешит на помощь ее непутевому мужу – прямо, как Жизель когда-то – по-моему, это совершенно непревзойденное исполнение. Она как будто сошла с древнерусских икон и, выполнив свой долг, туда же возвращается.
А вот когда царица еще в добром здравии, она всегда была, на мой взгляд, излишне сдержанной и отстраненной - если только из ряда вон выходящие события не вызывают прилива искреннего чувства. Так было в конце прошлого сезона. И вчера, но уже по другому поводу. Определенно Грозному-дебютанту не была лишней поддержка всех, кто мог ее оказать, и Анастасия сделала все возможное, чтобы облегчить его задачу. Вспомнить хотя бы, как в конце первого действия опирающийся на посох немощный царь подзывает ее к себе, и она так застенчиво, но споро подбегает, чтобы подставить плечо!
Так что для Светланы Захаровой все складывается как нельзя лучше. Партия ей очень идет, и она сможет еще долго радовать нас присутствием на сцене.
У Курбского в исполнении Дениса Родькина только один недостаток – им невозможно не любоваться! А ведь он такой прожженный диссидент…
Нет, в самом деле, ему пришлось очень нелегко.
Судите сами: когда вся партия состоит из беспрерывного разведения рук и дергания себя за волосы, сделать из нее что-то достойное – на это требуется недюжинное упорство и вдохновение. И вот он хватается за голову каждый раз – по-другому: то с недоумением, то с надеждой, то в обиде, то в отчаянии… А уж как он плавно отталкивается от сцены и зависает в воздухе, осознав, что обратной дороги нет, и, устремившись в Литву, бросает прощальный взгляд на оставшееся за спиной Отечество… Палехскую шкатулку бы с него бы писать, просто блеск!
На этом я бы и закончила, но надо отметить еще одного боярина в длинной шубе, которого фамилию я не знаю.
Когда Анастасия выпивает яд, брошенный в кулису кубок натолкнулся на какое-то препятствие и рикошетом отлетел почти на середину! А тут такая душераздирающая сцена - придворные должны метнуться к царице и пасть ниц! Тогда вышеупомянутый боярин - кажется, именно его придушил Грозный в первом акте, а во втором он «воскрес», и очень кстати – по дороге ловко так хватает кубок под мышку и с ним уже несется дальше! Очень я одобряю неравнодушных людей, которые не ждут ценных указаний, а наводят порядок сами по мере необходимости, вот!
Итак, Большому и его дирекции – поздравления с удачным вводом в спектакль, педагогам – премию в квартал!
А зрителям хотелось бы пожелать всегда нормально работающего сайта театра, но это уже за пределами моей компетенции…
Чуть не забыла!
У меня есть еще один повод для радости:
Вы видите, на всех фотографиях все трое держатся за руки?
А посмотрите фотографии прошлого сезона - совсем не так было дело...
Победила-таки великая сила искусства!
В сухом остатке:
Не скажу, что буду ходить на «Ивана Грозного» так же часто, как и раньше, но вам, уважаемые читатели, если вы еще не видели, горячо рекомендую!
P.S.
Предыдущие статьи здесь,
Про разные города и страны, а также театры в них — тут.
А еще у меня есть почти заброшенный канал о борьбе «За чистоту русского языка». Похоже, она безнадежно проиграна.