«Мне пришло предложение от ЭКСМО!»
Такой новостью однажды огорошила меня подруга.
«Представляешь, набралась наглости написать им – и мне ответили! Правда, издают пока не в бумаге, но если будут хорошие продажи, то и бумажный тираж будет!».
Поздравив подругу, я крепко задумалась. К тому моменту у меня уже был законченный роман, я работала над вторым, а уж рассказов написала и вовсе больше 50 штук. Чести подержать свои творения в материальном виде тоже уже удостоилась – в составе сборника меня издавал «Крафтовый журнал «Рассказы», а один сборник пришёл ажно из самой Германии, от издательства «Эдита».
У подруги же это была первая книга, в жанре нон-фикшн. Никаких публикаций и связей с литературным миром у неё до этого не было. Однако же человек додумался направлять свои работы в крупные издательства, а чего жду я – непонятно.
Поделившись своими мыслями вслух, я получила морального пинка и несколько советов. Именно так начался мой путь к договору с Эксмо-RED, про который недавно меня спросила @panacotaforcota1.
Заполнив заявку на сайте, я особо ни на что не надеялась. Все-таки крупный издатель, а я – не слишком-то известный автор. Ну а опыт подруги… Нон-фикшн сейчас в тренде, видимо, на её тему книг меньше, чем фэнтези, к тому же пишет она действительно хорошо.
И каково же было моё удивление, когда мне пришло письмо с предложением заключить договор! Я была так рада и взволнована, что вникала примерно в одну строчку из трех прочитанных.
Публикацию предлагали тоже электронную, но меня это не смутило – Эксмо есть Эксмо, пусть и электронная редакция. В общем, документы я подготовила буквально за день, подмахнув не глядя договор на исключительные права (это значит, что продавать книгу может только Эксмо, и больше ни на каких площадках я не могу ее размещать, максимум – ознакомительный фрагмент).
На этом моменте должна сказать главное: не будьте как я. Неважно кто вам предлагает договор, хоть Эксмо, хоть Илон Маск с королем Карлом, СНАЧАЛА внимательно прочитайте, взвесьте все за и против, почитайте отзывы об издателе, а уж потом подписывайтесь.
Но, как говорится, все сильны задним умом. А я так ещё сильнее, потому что уже после того, как я отправила доки, я-таки решила почитать в Интернете – а что за зверь, собственно, это Эксмо-RED, и на что я согласилась?
Ощущения были как у пациента, который не послушался врача и пошёл гуглить про своё заболевание.
Как вы поняли, отзывы были негативными. Особенно мне запомнился отзыв человека, который назвал это «братской книжной могилой» - мол, вашему роману сделают стандартную безликую обложку без картинки, засунут в склеп к таким же бедолагам, а если вас и в таких условиях всё же купят, заберут почти всю прибыль. А общаться вы будете на протяжении всего сотрудничества с роботом, и вообще, забудьте про свою книгу до истечения этого договора.
Но совсем приуныть мне не давал опыт подруги: ведь она рассказывала про свою переписку с редактором, и вообще….
Не слишком меня обнадежил ответ преподавателя, у которого я тогда проходила обучение – обладая опытом работы и редактором, и владельцем своего издания, он сказал следующее: «а что вам мешало опубликовать свою книгу на самиздат-площадке и получать в три-четыре раза больше роялти, если вас не интересовала бумажная версия?».
В общем, радость моя тогда померкла быстро. Но теперь с даты заключения договора прошел почти год, и я могу сделать свои выводы, и было бы неправильно ими не поделиться.
Во-первых, как я поняла, у Эксмо-RED есть несколько схем взаимодействия с авторами. Гипотетически это зависит от коммерческого потенциала, который они видят в книге, но могу ошибаться. А вот что точно – спектр услуг авторам они действительно предоставляют разный.
Моя подруга пошла по пути «выбор редакции» или что-то в этом роде. Она общалась не с роботом, как тот невезунчик из интернета, а с живым человеком, и были они в контакте все время. Ей сделали обложку, аннотацию, над рукописью поработал редактор и корректор, и ей обещали помочь с продвижением.
Каких-то фантастических продаж не случилось, но в то же время опыт был достаточно позитивным, чтобы она осталась довольна.
У меня же вышел эксперимент. Я как раз заканчивала вторую книгу, и приняла решение не отдавать её издателю, а как раз-таки попробовать путь самиздата и сравнить, как будет лучше. Итогами поделюсь, ну а пока вернемся к электронной публикации.
Я не попала в «выбор редакции», но мне предложили разместиться в серии RED-фэнтези. У меня тоже был не робот, а живой человек для взаимодействия, причем весьма приятный и вежливый.
Мне сделали обложку, прислав 3 варианта на согласование, и корректор поработал с написанной мной аннотацией.
Меня разместили в тот срок, который обещали, плюс редакция дополнила описание книги своим мнением о тексте.
К тому моменту я уже полностью оттаяла и начала снова радоваться. Надо сказать, что когда ты регулярно получаешь от издательства письма из серии «согласуйте вариант обложки вашей книги» или «мы внесли правки в аннотацию, как вам?» - это здорово мотивирует. В этот момент синдром самозванца, присущий большинству писателей, стыдливо прячется в углу, закрыв лицо ладошками.
И наверное, если бы я параллельно не занималась размещением сама, то сейчас бы сказала «пф, даже не сомневайтесь, если вам такое предложат - соглашайтесь обязательно».
Но я занималась) Понятно, что эксперимент не совсем корректный, так как это были две разные книги, но обе сравнимы по качеству.
Что по итогу: количество продаж книги от издательства у меня примерно такое же, как и у той книги, которую я продвигала сама - без внятного опыта и понимания, как работает книжный рынок. А значит, большой читательской аудитории и крепкой программы продвижения у RED нет – по крайней мере, для моего варианта издания (включение в серию).
При этом роялти, разумеется, гораздо выше у самостоятельного варианта. Это, конечно, не те суммы чтоб я плакала о потерянных доходах, но если вы хотя бы средненько коммерчески успешный автор в самиздате, то такой договор для вас выгодным точно не будет.
По моему мнению на этот договор стоит соглашаться, если:
- Вы не планируете заниматься самиздатом или совсем новичок в нем, нет уже набранной аудитории;
- Вы не хотите самостоятельно заморачиваться с поиском художника, заниматься размещением книги и т.д.;
- Вам важен штампик ЭКСМО.
При этом:
- Роялти значительно ниже, чем в самиздате, даже с передачей исключительных прав;
- Нет какого-то заметного сильного продвижения, поэтому если хотите продаж книги, её пиаром придется заниматься самостоятельно.
Если подводить итоги в финансовом смысле, то второй роман, который я продвигала сама, обошелся мне гораздо дороже. Я самостоятельно оплачивала создание обложки, не поскупилась на редактуру рукописи (в случае с первым романом подумала – раз берут в издательство, значит и так нормально) и вложилась по незнанию в неэффективную рекламу. Во взаимодействии с издателем никаких расходов я не понесла)
Возвращаясь назад – я бы все равно согласилась, но отдавала бы уже неисключительные права, чтобы не лишать себя возможности продвигаться и самостоятельно на других площадках.
П.С. книга, о которой идет речь, лежит здесь: https://www.litres.ru/olga-svoboda/perekrestok/
В ближайшие пару неделю выложу пять глав, больше, как уже понятно, не могу по договору)
Читайте также.