Найти тему
Пикабу

Всегда ли стоит радоваться договору с издателем, или «мы издадим вашу электронную книгу»

«Мне пришло предложение от ЭКСМО!»

Такой новостью однажды огорошила меня подруга.

«Представляешь, набралась наглости написать им – и мне ответили! Правда, издают пока не в бумаге, но если будут хорошие продажи, то и бумажный тираж будет!».

Поздравив подругу, я крепко задумалась. К тому моменту у меня уже был законченный роман, я работала над вторым, а уж рассказов написала и вовсе больше 50 штук. Чести подержать свои творения в материальном виде тоже уже удостоилась – в составе сборника меня издавал «Крафтовый журнал «Рассказы», а один сборник пришёл ажно из самой Германии, от издательства «Эдита».

У подруги же это была первая книга, в жанре нон-фикшн. Никаких публикаций и связей с литературным миром у неё до этого не было. Однако же человек додумался направлять свои работы в крупные издательства, а чего жду я – непонятно.

Поделившись своими мыслями вслух, я получила морального пинка и несколько советов. Именно так начался мой путь к договору с Эксмо-RED, про который недавно меня спросила @panacotaforcota1.

Заполнив заявку на сайте, я особо ни на что не надеялась. Все-таки крупный издатель, а я – не слишком-то известный автор. Ну а опыт подруги… Нон-фикшн сейчас в тренде, видимо, на её тему книг меньше, чем фэнтези, к тому же пишет она действительно хорошо.

И каково же было моё удивление, когда мне пришло письмо с предложением заключить договор! Я была так рада и взволнована, что вникала примерно в одну строчку из трех прочитанных.

Публикацию предлагали тоже электронную, но меня это не смутило – Эксмо есть Эксмо, пусть и электронная редакция. В общем, документы я подготовила буквально за день, подмахнув не глядя договор на исключительные права (это значит, что продавать книгу может только Эксмо, и больше ни на каких площадках я не могу ее размещать, максимум – ознакомительный фрагмент).

На этом моменте должна сказать главное: не будьте как я. Неважно кто вам предлагает договор, хоть Эксмо, хоть Илон Маск с королем Карлом, СНАЧАЛА внимательно прочитайте, взвесьте все за и против, почитайте отзывы об издателе, а уж потом подписывайтесь.

Но, как говорится, все сильны задним умом. А я так ещё сильнее, потому что уже после того, как я отправила доки, я-таки решила почитать в Интернете – а что за зверь, собственно, это Эксмо-RED, и на что я согласилась?

Ощущения были как у пациента, который не послушался врача и пошёл гуглить про своё заболевание.

Как вы поняли, отзывы были негативными. Особенно мне запомнился отзыв человека, который назвал это «братской книжной могилой» - мол, вашему роману сделают стандартную безликую обложку без картинки, засунут в склеп к таким же бедолагам, а если вас и в таких условиях всё же купят, заберут почти всю прибыль. А общаться вы будете на протяжении всего сотрудничества с роботом, и вообще, забудьте про свою книгу до истечения этого договора.

Но совсем приуныть мне не давал опыт подруги: ведь она рассказывала про свою переписку с редактором, и вообще….

Не слишком меня обнадежил ответ преподавателя, у которого я тогда проходила обучение – обладая опытом работы и редактором, и владельцем своего издания, он сказал следующее: «а что вам мешало опубликовать свою книгу на самиздат-площадке и получать в три-четыре раза больше роялти, если вас не интересовала бумажная версия?».

В общем, радость моя тогда померкла быстро. Но теперь с даты заключения договора прошел почти год, и я могу сделать свои выводы, и было бы неправильно ими не поделиться.

Во-первых, как я поняла, у Эксмо-RED есть несколько схем взаимодействия с авторами. Гипотетически это зависит от коммерческого потенциала, который они видят в книге, но могу ошибаться. А вот что точно – спектр услуг авторам они действительно предоставляют разный.

Моя подруга пошла по пути «выбор редакции» или что-то в этом роде. Она общалась не с роботом, как тот невезунчик из интернета, а с живым человеком, и были они в контакте все время. Ей сделали обложку, аннотацию, над рукописью поработал редактор и корректор, и ей обещали помочь с продвижением.

Каких-то фантастических продаж не случилось, но в то же время опыт был достаточно позитивным, чтобы она осталась довольна.

У меня же вышел эксперимент. Я как раз заканчивала вторую книгу, и приняла решение не отдавать её издателю, а как раз-таки попробовать путь самиздата и сравнить, как будет лучше. Итогами поделюсь, ну а пока вернемся к электронной публикации.

Я не попала в «выбор редакции», но мне предложили разместиться в серии RED-фэнтези. У меня тоже был не робот, а живой человек для взаимодействия, причем весьма приятный и вежливый.

Мне сделали обложку, прислав 3 варианта на согласование, и корректор поработал с написанной мной аннотацией.

Меня разместили в тот срок, который обещали, плюс редакция дополнила описание книги своим мнением о тексте.

К тому моменту я уже полностью оттаяла и начала снова радоваться. Надо сказать, что когда ты регулярно получаешь от издательства письма из серии «согласуйте вариант обложки вашей книги» или «мы внесли правки в аннотацию, как вам?» - это здорово мотивирует. В этот момент синдром самозванца, присущий большинству писателей, стыдливо прячется в углу, закрыв лицо ладошками.

И наверное, если бы я параллельно не занималась размещением сама, то сейчас бы сказала «пф, даже не сомневайтесь, если вам такое предложат - соглашайтесь обязательно».

Но я занималась) Понятно, что эксперимент не совсем корректный, так как это были две разные книги, но обе сравнимы по качеству.

Что по итогу: количество продаж книги от издательства у меня примерно такое же, как и у той книги, которую я продвигала сама - без внятного опыта и понимания, как работает книжный рынок. А значит, большой читательской аудитории и крепкой программы продвижения у RED нет – по крайней мере, для моего варианта издания (включение в серию).

При этом роялти, разумеется, гораздо выше у самостоятельного варианта. Это, конечно, не те суммы чтоб я плакала о потерянных доходах, но если вы хотя бы средненько коммерчески успешный автор в самиздате, то такой договор для вас выгодным точно не будет.

По моему мнению на этот договор стоит соглашаться, если:

- Вы не планируете заниматься самиздатом или совсем новичок в нем, нет уже набранной аудитории;

- Вы не хотите самостоятельно заморачиваться с поиском художника, заниматься размещением книги и т.д.;

- Вам важен штампик ЭКСМО.

При этом:

- Роялти значительно ниже, чем в самиздате, даже с передачей исключительных прав;

- Нет какого-то заметного сильного продвижения, поэтому если хотите продаж книги, её пиаром придется заниматься самостоятельно.

Если подводить итоги в финансовом смысле, то второй роман, который я продвигала сама, обошелся мне гораздо дороже. Я самостоятельно оплачивала создание обложки, не поскупилась на редактуру рукописи (в случае с первым романом подумала – раз берут в издательство, значит и так нормально) и вложилась по незнанию в неэффективную рекламу. Во взаимодействии с издателем никаких расходов я не понесла)

Возвращаясь назад – я бы все равно согласилась, но отдавала бы уже неисключительные права, чтобы не лишать себя возможности продвигаться и самостоятельно на других площадках.

П.С. книга, о которой идет речь, лежит здесь: https://www.litres.ru/olga-svoboda/perekrestok/

В ближайшие пару неделю выложу пять глав, больше, как уже понятно, не могу по договору)

Читайте также.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц