В метрических книгах за 1910 год Похвало-Богородицкой церкви села Орла Соликамского уезда Пермской губернии есть записи о рождении у старообрядческих пар детей. Мужья и жены не только значились, как старообрядцы, но уточнялось, что они состоят в "австрийской секте".
Прибыли они из Нижегородской губернии Семеновского уезда, Хохломской волости.
В первой записи говорится:
"Нижегородской губернии Семеновского уезда Хохломской волости деревни Вихоревой крестьянская девица Александра Иоаннова Сорина, вероисповедания старообрядческого, австрийской секты".
Писарем уточняется:
"Настоящая запись сделана со слов кр. Нижегородской губ. Семеновского уезда Хохломской волости дер. Шишина Ивана Александрова Кузнецова, считающего себя мужем означенной Александры Сориной и венчанного с нею по обряду австрийской секты".
Во втором случае у мужа отметка о женитьбе была в паспорте и его вписали, как родителя вместе с женой.
"Нижегородской губернии Семеновского уезда Хохломской волости крестьянин Ермолай Александров Кузнецов и жена его Евдокия Иоаннова; оба старообрядческого вероисповедания австрийской секты".
Дополнение по паспорту:
"Запись сделана с паспорта данного Хохломским Вол. правлением Семеновского уезда Нижегородской губ. 10 июня 1909г за №743"
К тому же, судя по всему, мужья - родные братья. В силу каких причин они оказались в Орле - не ясно.
Что же это за "секта"? Почему в метриках старообрядцы еще и "австрийцы"?
Возьмем сведения из издания С.А. Белобородова "Австрийцы" на Урале и в Западной Сибири" и кратенько попробуем в этом разобраться.
По отчету Пермского губернатора, в 1850 г. в Пермской губернии проживало около 72 тыс. «раскольников разных сект и толков».
Среди них в 1860 г. численность уральских старообрядцев превышала 64,3 тыс. человек. Хотя, предполагают, что реально их было в 10 раз больше.
С самого начала раскола в Русской Православной Церкви старообрядцы не оставляли мысль «залучить» к себе архиерея. И вот, 28 октября 1846 г. «вдовство» старообрядческой Церкви окончилось. Новое согласие получило название Белокриницкой иерархии («австрийцы»).
Откуда же пошло такое название? Здесь пригодилась Википедия ))
Король Германии, император Германо-римской империи, государь Австрийский, король Богемии и Венгрии Иосиф II, в 1783 году, ради увеличения населения империи, пригласил русских раскольников из Молдавии переселиться в Буковину и обещал им свободу вероисповедания, те явились и основали в Белой Кринице монастырь.
Собственно, Белокриницкая иерархия получила название по селу Белая Криница на Северной Буковине, бывшей в составе Австрийской и Австро-венгерской империи (ныне Черновицкая область).
Самое большое число австрийских молитвенных домов на западе Пермской губернии было сосредоточено в Оханском уезде, особенно по берегам р. Сепыч.
Часто именно богатые купцы были настоящими руководителями «австрийского» согласия в Сибири и на Урале, к тому же несли финансовые расходы.
В перечне наиболее авторитетных «церковно-общественных деятелей старообрядческой церкви», опубликованном в «австрийском» Старообрядческом календаре на 1908 г., встречаются имена уральцев, например представители известных купеческих фамилий Андрей Петрович Путин и Павел Степанович Шердаков из Очерского завода.
Одной из важнейших задач, стоявших перед представителями Белокриницкой иерархии на Урале, было привлечение на свою сторону новых последователей, причем не только из среды крупного купечества, но и из крестьян, также велась активная пропаганда среди прочих старообрядческих течений.
Революционные события 1917 г. нашли самый живой отклик в руководстве Белокриницкой иерархии. На Всероссийском съезде в мае 1917 г. была принята резолюция о поддержке Временного правительства.
Во второй половине 1930-х гг., как и в отношении многих религиозных лиц, репрессии против староверов белокриницкого согласия также достигли своего пика.
В настоящее время на территории, которая раньше входила в Пермско-Тобольскую старообрядческую епархию, насчитывается около 10 «австрийских» общин. В Пермском крае можно выделить общину в г. Верещагино.
Кто в селениях писал доносы в 1930-е? История развала колхоза из черновика 1934 года.
Судьбы камских пароходов "Товарищ" и "Соликамск" в 1918-1919гг.