Крайне интересные новости приходят с "заднего двора" США, то есть из Латинской Америки.
Как сообщает FT, на наступающей неделе Бразилия и Аргентина объявят, что они начинают подготовительную работу над общей валютой, что в конечном итоге может привести к созданию второго по величине валютного блока в мире [после ЕС, где сейчас евро - прим. Об этом не говорят].
Две крупнейшие экономики Южной Америки обсудят этот план на саммите в Буэнос-Айресе, который пройдёт на будущей неделе и пригласят другие латиноамериканские страны присоединиться к нему.
Первоначально внимание будет сосредоточено на том, как новая валюта, которую Бразилия предлагает называть «сур» (юг), сможет стимулировать региональную торговлю и снизить зависимость от доллара США. Сначала новая валюта будет работать параллельно с бразильским реалом и аргентинским песо.
Как заявил министр экономики Аргентины Серхио Масса:
«Там будет . . . решение начать изучение параметров, необходимых для единой валюты, включая все, от фискальных вопросов до размера экономики и роли центральных банков. Это будет исследование механизмов торговой интеграции. Я не хочу создавать ложных ожиданий... это первый шаг на длинном пути, который предстоит пройти Латинской Америке».
В этом первоначально двустороннем проекте будет предложено принять участие и другим странам Латинской Америки.
По оценкам, на валютный союз, охватывающий всю Латинскую Америку, будет приходится около 5% мирового ВВП. На крупнейший в мире валютный союз, евро, приходится около 14% мирового ВВП в долларовом выражении.
Другие валютные блоки включают франк КФА, который используется некоторыми африканскими странами и привязан к евро, и восточно-карибский доллар. Однако они охватывают гораздо меньшую часть мировой экономики.
Реализация проекта, вероятно, займет много лет; Масса отметил, что Европе потребовалось 35 лет, чтобы создать евро.
Официальное объявление ожидается во время визита президента Бразилии Луиса Инасио Лулы да Силвы в Аргентину, который начнется 22 января (в воскресенье) вечером, и станет первой зарубежной поездкой ветерана левых сил с момента прихода к власти 1 января.
Бразилия и Аргентина обсуждали общую валюту последние несколько лет, но переговоры провалились из-за противодействия этой идее центрального банка Бразилии. Теперь, когда обеими странами правят левые лидеры, у идеи больше политической поддержки.
Торговля между Бразилией и Аргентиной процветает, достигнув 26,4 млрд долларов по итогам 11 месяцев 2022 года, что почти на 21% больше, чем за тот же период 2021 года. Эти две страны являются движущей силой регионального торгового блока МЕРКОСУР, в который входят также Парагвай и Уругвай.
Привлекательность новой единой валюты наиболее очевидна для Аргентины, где годовая инфляция приближается к 100%, поскольку центральный банк печатает деньги для финансирования расходов. Согласно данным центрального банка, за первые три года пребывания президента Альберто Фернандеса у власти количество денег в публичном обращении увеличилось в четыре раза, а купюра в песо наибольшего номинала стоит менее 3 долларов по широко распространенному параллельному обменному курсу [имеется ввиду "черный рынок", а не официальный курс - прим. Об этом не говорят].
Однако в Бразилии будут обеспокоены идеей привязать крупнейшую экономику Латинской Америки к экономике ее вечно нестабильного соседа. Аргентина была в значительной степени отрезана от международных долговых рынков после своего дефолта в 2020 году и все еще должна МВФ более 40 миллиардов долларов в результате финансовой помощи, оказанной стране со стороны Фонда в 2018 году.
Лула останется в Аргентине для участия во вторник в саммите Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), состоящего из 33 стран, на котором впервые соберется новый состав левых лидеров региона с тех пор, как прошлогодняя волна выборов обратила вспять тенденцию прихода к власти в Латинской Америке правых политиков.
По словам официальных лиц в саммите, вероятно, примет участие президент Колумбии Густаво Петро, а также Габриэль Борич из Чили, революционный президент-социалист Венесуэлы Николас Мадуро и кубинский лидер Мигель Диас-Канель. Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор обычно избегает зарубежных поездок и не планирует участвовать в саммите.
Министр иностранных дел Аргентины Сантьяго Кафьеро заявил, что на саммите также будут приняты обязательства по большей региональной интеграции, защите демократии и борьбе с изменением климата.
Прежде всего, согласно его заявлению, региону необходимо обсудить, какого экономического развития регион хочет в то время, когда мир жаждет продовольствия, нефти и полезных ископаемых из Латинской Америки:
«Собирается ли регион поставлять это таким образом, который превращает его экономику [исключительно] в производителя сырья, или он собирается поставлять его таким образом, который создает социальную справедливость [путем добавления стоимости]?».
Альфредо Серрано, испанский экономист, возглавляющий региональный политический аналитический центр Celag в Буэнос-Айресе, сказал, что на саммите обсудят, как укрепить региональные производственно-сбытовые цепочки, чтобы воспользоваться региональными возможностями, а также добиться прогресса в валютном союзе:
«Денежные и валютные механизмы имеют решающее значение. Сегодня в Латинской Америке, учитывая ее сильную экономику, есть возможности найти инструменты, которые заменят зависимость от доллара. Это будет очень важный шаг вперед».
Мануэль Канелас, политолог и бывший министр правительства Боливии, сказал, что CELAC, основанная в 2010 году для помощи правительствам стран Латинской Америки и Карибского бассейна в координации политики без участия США или Канады, была единственной такой панрегиональной интеграционной организацией, которая пережила прошлое десятилетие, в то время как другие потеряли свою роль и влияние в Латинской Америке.
Очень интересно разворачиваются события в Латинской Америке.