Древние египтянки стали едва ли не первыми в мире, кто начал красить губы. Рейчел Фелдер в книге «Секретное оружие. История красной помады» пересказывает рецепт древней помады: «В то время как подданные Клеопатры делали себе краску для губ из красной охры — натурального пигмента, содержащегося в глинистой почве, — помада для царицы производилась из гораздо более дорогого сырья. Это была кошениль — краска, изготовленная из самок кошенильного червеца».
Чтобы получить 400 граммов помады, уничтожали свыше 70 тысяч насекомых. Их высушивали, перемалывали и полученный красный пигмент наносили на губы.
Древние греки тоже ценили красоту губ. Они ко всему подходили с точки зрения царицы наук — математики, и уже тогда вывели формулу идеальных губ.
Древнегреческий канон, он же золотое сечение, гласит: верхняя губа должна быть где-то на 25% меньше нижней, а наиболее привлекательные губы — те, что имеют соотношение к лицу 62:38. А что с цветом? Горожанки не имели права красить губы, а вот гетеры красить их были обязаны.
Тонкие губы Средневековья
Идеал средневековой красоты описан в книге историка моды Сары Даунинг «Красота и косметика 1550–1950»: тогда красавицы стремились к тому, чтобы их лица были похожими формой и цветом на «благочестивое яйцо» (символ невинности).
Чтобы лицо приблизилось к вожделенной форме, брови удаляли, линию роста волос подбривали, а губы закрашивали. Возлюбленная французского короля Карла VII Агнесса Сорель, считавшаяся иконой красоты в средневековой Европе, имела едва заметные губы ниточкой. Папа римский Пий II даже как-то сказал об Агнессе: «У нее самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете».
Губы бантиком
Француженки эпохи рококо XVIII века мечтали о губах бантиком. Рот при этом должен был быть маленьким — как у иконы стиля того времени мадам де Помпадур. Эпоха рококо — что-то вроде эпохи мимими, когда в тренде все миловидное, подчеркнуто детское, в рюшечках и с кружевом.
Отсюда любовь красавиц к подчеркнуто маленьким припухлым губам с мягкими линиями. Мода на кукольность отражалась и в мейке: фарфоровая кожа, непременный румянец, яркие влажные губы.
На другом берегу канала, конечно, такой мейк сочли фривольным. Английский поэт Уильям Купер считал, что «француженки вынуждены пользоваться косметикой из-за отсутствия природных красок, но британских женщин, более красивых, следует за это осуждать».
Губы-капельки в США
На рубеже XIX–XX веков в США появился термин «гибсоновские девушки» — так называли типаж, воспетый модным иллюстратором Чарльзом Гибсоном: он рисовал красавиц с высокими прическами, узкой талией, широкими бедрами, грустными полуприкрытыми глазами и губами-капельками .
Чтобы создать такую форму рта, девушки припудривали уголки губ и дорисовывали помадой нижнюю губу, делая ее почти треугольной.
Акцент на «лук купидона»
В 1920-е кинематограф стал задавать миру стандарты красоты. На пленке черты лица сглаживались, стал зарождаться контуринг — техника макияжа, позволяющая заново вылепить лицо. Тогда же стали делать акцент на изгиб верхней губы — так называемый «лук купидона».
Чем интереснее изгиб, тем соблазнительнее — как, например, у Греты Гарбо. В 1930-е в кинематограф ворвалась Мэй Уэст — ранее известная на Бродвее под прозвищем Беби Вамп. Ее фирменные темные (на пленке — черные) губы с ярко выраженным изгибом вдохновили Сальвадора Дали на создание дивана в форме ее губ.
Пухлые губы Мэрилин Монро
Яркие алые губы появляются во время Второй мировой войны. Цвет был настолько популярен, что красная помада входила в официальный военный комплект для женщин, служивших в армии США, ее использование стало частью стандартного военного протокола для женщин.
Алая помада стала одним из символов сопротивления, о чем говорят названия цветов помад того времени: «Красный победы», «Красный борьбы», «Красный полка». Поэтому неудивительно, что десятилетие спустя после войны на сцене появилась Мэрилин Монро, первый секс-символ США, разумеется, с яркой помадой.
В Голливуд приходит эпоха акцента на губы. Теперь привлекательными губами считаются полностью симметричные (как у Монро), с одинаковыми по размеру верхней и нижней губой. Симметрия верхней и нижней губы старательно подчеркивается активным контурингом.
Сочетание нескольких оттенков помады на губах перестает быть чем-то странным. Более темным цветом очерчивали нижнюю губу, а чуть более светлым оттеняли верхнюю. В центре губ наносили глянцевый финиш. Были популярны плотные текстуры, глянцевый блеск и полная симметрия.
Губы уточкой
Первые филлеры в губы стали закачивать еще в 1990-е, но потом выяснилось, что они токсичны и опасны. Нормальные препараты появились ближе к 2000-м, и тогда же начался бум на коррекцию губ.
По статистике, только в США в 2020 году инъекции в губы сделали 3 млн американских женщин (а 34 тыс. пациенток — хирургическую коррекцию). Главным «рекламным» лицом пухлых губ стала Кайли Дженнер: после коррекции губ филлерами она заработала состояние на помадах и карандашах.
Больше образов, новостей и историй в наших каналах в Telegram и «Дзен». Подписывайтесь!