Будучи бывшей британской колонией, Индия не могла не начать выпускать виски. А когда начала, то во вполне имперском стиле оккупировала мировой рынок.
Большинству индийцев их боги запрещают употреблять алкоголь. Но они все равно пьют. Из 1,408 млрд человек, живущих в Индии, около 30% регулярно позволяют себе расслабиться. Так что рынок там огромный, и местные производители работают не покладая рук. Да и в планетарном рейтинге продаж виски индийские марки занимают половину строчек в топ-10.
Как ром, но виски
Бывалые путешественники знают, что дешевый «виски» для местного рынка — напиток для сильных духом и телом. Потому что делают его из мелассы — отходов при переработке сахарного тростника. Технически это даже не виски, а ром. Правда, плохой и сдобренный красителями и ароматизаторами.
Однако серьезные производители виски из Индии делают упор как раз на то, что «почти все» конкуренты производят виски из мелассы, а они — по-честному, из смеси солодовых и зерновых (ректификованных) спиртов. Но ведь именно эти солидные компании и обеспечивают стране мировое лидерство в сфере виски, поэтому мнение, что «почти все делают из мелассы», — неправда. Из нее производят только самые «народные» сорта для внутреннего рынка, те, что в Индии в пересчете на наши деньги стоят 100-200 рублей за бутылку.
Читай также
Тотальное господство
В 2021 году первые четыре строчки мирового рейтинга по объемам продаж виски занимали индийские компании (условный ящик соответствует 9 л, или 12 бутылок по 0,75):
McDowell's №1 — 30,1 млн ящиков
Imperial Blue — 24,1 млн ящиков
Officer's Choise — 23,2 млн ящиков
Royal Stag — 22,4 млн ящиков
И только на пятом месте «народный» Johnny Walker c 19,2 млн ящиков, а на шестом — Jack Daniels с 13,5 млн ящиков.
Причем если Officer's Choise — частная компания, то Imperial Blue и Royal Stag принадлежат корпорации Pernod Ricard, а McDowell's № 1 — Diageo.
Разумеется, под этими брендами выпускают вполне приличные напитки из смеси солодовых и зерновых (ректификованных) спиртов. Приличные — для своей ценовой категории. В Индии бутылка от указанных брендов объемом 0,75 л стоит в переводе на наши деньги от 300 до 900 рублей.
Элитный виски из Индии? И такое бывает
Согласно закону диалектики, количество индийского виски рано или поздно должно было перейти в качество. Так у McDowell's № 1 появился односолодовый виски, который так и называется — Single Malt. Говорят, он неплох.
Но есть и отдельные премиальные индийские бренды виски. Эксперты — в лице Эркина Тузмухамедова, например, — ставят особняком односолодовый виски Amrut. Этот бренд маркетинг упорно связывает с Гималаями, благо на этикетке нарисована гора. Но сама дистиллерия находится в Бангалоре, на юге Индии. Во время выдержки в бочках жара накладывает свой отпечаток: виски испаряется со скоростью 15% в год. У Amrut даже был сорт Greedy Angels («Жадные ангелы»), когда за 8 лет выдержки из 360 литров «доля ангелов» составила 274. Осталось, соответственно, всего 86.
В таких условиях вкус у виски получается насыщенный, и при выдержке у него, фигурально выражаясь, год идет за два.
На мировой рынок Amrut выходил своеобразно — через индийские рестораны в Шотландии. Народ быстро его распробовал, а потом бренд начал еще и получать престижные награды на международных конкурсах. Как результат — мировое признание. И, конечно, высокие цены — на уровне шотландского виски и выше. В России Amrut при желании можно найти, но пока в наших магазинах это редкость.
Еще один индийский бренд виски с претензией на премиальность называется Paul John. Делают его в Гоа, и у него есть как купажированные, так и односолодовые виски. В отличие от Amrut он легок и ближе к ирландским сортам, но стоит при этом как шотландский. В России от 4500 рублей за сорт Nirvana, солод начального уровня, что вряд ли гарантирует ему успех.
А вот недорогие, но приличные купажированные сорта от лидеров индийского производства у нас могли бы завоевать популярность.