О «Восточном полигоне» слышали многие. Проект реализуется с 2013-го, и за эти годы пропускная способность БАМа и Транссиба выросла почти вдвое — с 80 до 158 млн тонн в год. Но мало кто знает, что в России строится частная ж/д ветка протяжённостью свыше 500 км. Где она пройдёт, что по ней будут возить и сколько процентов готово?
Материал создан при поддержке 76m2
Проект «Тихоокеанская железная дорога»: зачем понадобился
510-километровая ветка БАМа пройдёт от Эльгинского месторождения до Охотского моря. Прокладывается дорога полностью на частные средства — инвестиции компании ООО «Эльгауголь».
Эльга — крупнейшее в России месторождение угля. Оно также занимается высокую позицию в списке самых больших угольных месторождений мира. Запасы Эльги оцениваются в 2,2 млрд т, а уголь отличается премиальным качеством благодаря низкому содержанию серы и фосфора.
Объёмы добычи тут постоянно растут. Если в 2021 году это значение составляло 14,6 млн т/год, то в прошлом году достигло 22 млн т/год. К 2025 году планируется выйти на 45 млн т/год. Подогрел интерес угольщиков к Эльгинскому месторождению разрыв отношений Китая с поставщиками из Австралии. С 2020 года в Поднебесной действовал даже неофициальный запрет на импорт австралийского угля. Потребность китайцев в угле при этом растёт: собственная добыча в стране за последние 5 лет выросла на 1 млрд т и составила 4,5 млрд т/год (данные 2022 г.). А импорт российского угля увеличился на 31% по сравнению с 2021 годом.
В Китай за 2022 год ушло 65,9 млн тонн. Страна стала крупнейшим импортёром российского угля. Всё складывается удачно, но пропускной способности «Восточного полигона» по-прежнему не хватает. Китайцы в этом месяце даже вернулись к поставкам из Австралии.
Уголь уже в пути
Очевидно, что Россия продолжит наращивать транспортные мощности для экспорта угля в Китай. С 2020 года шла модернизация первой ветки (протяжённостью 360 км), по которой уголь отправляется с Эльгинского месторождения до основной ж/д линии БАМа (к станции Верхний Улак). К концу прошлого года компания «Эльгауголь» отчиталась о завершении работ. В итоге пропускная способность участка Эльга – Улак выросла с 12 до 30 млн т/год.
Но и этого мало. Понадобилась ветка необщего пользования (от месторождения до побережья Охотского моря). И в апреле прошлого года стартовало строительство Тихоокеанской железной дороги. За прошлый год проложили 80 км путей. Срок сдачи объекта намечен на 2024 год.
Мощности частной ветки также рассчитаны на 30 млн т/год. Скорее всего, общая сумма инвестиций в проект составит около 147 млрд рублей. Первоначально выделено более 97 млрд рублей. Из них на саму дорогу уйдёт более 37 млрд, остальное — на строительство соответствующего терминала в порту Эльга и на покупку подвижного состава.
В чём выгоды
Новая дорогая:
- откроет большие перспективы для отрасли;
- даст зелёный свет экспорту угля в Китай;
- обеспечит регион 1,5 тыс. рабочих мест на самом участке и 2,5 тыс. рабочих мест в порту (для сравнения — население Тугуро-Чумиканского района составляет примерно 1,8 тыс. человек);
- пополнит бюджет ежегодными поступлениями в размере 2,5 млрд рублей (для сравнения — в бюджет Хабаровского края ежегодно поступает 90 млрд рублей).
Вдобавок на Хабаровском судостроительном заводе построят два новых буксира ледового класса.
Окупаемость всего проекта составит 7 лет. Интересно, что дорога станет первой частной магистралью в России с царских времён. Пишите в комментариях, что вы слышали о Тихоокеанской железной дороге.