Некоторые родители полагают, что ребёнка можно смело отправлять в школу, если он умеет читать, писать и считать, но это не совсем так. Успехи вашего малыша зависят от многих других факторов, в том числе и психологической готовности, ведь такой ребёнок легче будет адаптироваться в обществе и быстрей привыкать к правилам, а также осваивать материал для обучения. Готовность к школе формируется в период 6 - 7 лет. Однако, каждый ребенок развивается индивидуально. Расскажет психолог семейного центра «Сириус» Рейн Марина.
Что такое «готовность ребенка к школе»?
· Уровень развития для успешного овладения школьной программой, при которой ребенок способен участвовать в школьном обучении и воспринимать его;
· Совокупность качеств, которые помогают ребенку осознать себя в роли школьника.
Решение принимается исходя из комплексной оценки 3 аспектов готовности к школе: физического, психологического и специального. Важно, чтобы все виды готовности к школе гармонично сочетались в ребенке и были развиты.
Физическая готовность
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе напрямую зависит от физической:
· уровень физического и биологического развития;
· состояние здоровья;
· общую координацию движений, силу, ловкость, выносливость;
· развитие мелкой моторики и координации движений руки;
· осанку, позу за столом;
· соблюдение гигиенических норм, владение навыками самообслуживания.
Специальная готовность к школе
Психологическая готовность к школе опирается и на специальную. Чтобы успешно обучаться, первоклассник должен владеть базовыми учебными умениями. Список умений лишь примерный.
· называет буквы;
· читает слоги или слова;
· считает до 10;
· прибавляет и отнимает в пределах 10;
· пишет отдельные части букв, цифр;
· обводит прямые и кривые линии;
· рисует простые предметы;
· сочиняет небольшие рассказы, истории;
· обладает связной, грамотной речью;
· конструирует, строит из кубиков и блоков;
· поет, танцует, лицедействует;
· выполняет простые физические и спортивные упражнения.
Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность ребенка к школе – это уровень психического развития, достаточный для освоения школьной программы и обучения в коллективе. Психологическая готовность складывается из:
• личностной (мотивационной);
• умственной (интеллектуальной);
• волевой (эмоционально-волевой);
• социальной (коммуникативной).
Не спешите сделать из ребенка вундеркинда, а будьте внимательны к нему. Сформируйте у дошкольника все навыки заблаговременно. И проблемы психологической готовности ребенка к школе не возникнет. Первоклассник в разы быстрее адаптируется к новым условиям и уровню нагрузок, сможет успешно учиться и осваивать знания.