В конце 1970-х в СССР нежданно-негаданно в моду вошло ретро: Иосиф Кобзон помимо патриотических маршей принялся вновь исполнять лирические песенки, но уже в ритме танго своего голоштанного детства, а часть кинематографистов подалась в ностальгический эскапизм с трепетным воссозданием духа ушедших десятилетий XX века, к которым они и сами не всегда имели отношение (в силу возраста, а то и гражданства). Как, например, в случае с кинорежиссёрским дебютом Михаила Казакова "Безымянная звезда" (1979) - очаровательной сказки, где, при всём желании, искать хронологические или бытовые нестыковки бесполезно (предоставим это румынским "блохоискателям"). Следующая его работа ("Покровские ворота", 1982) в этом плане для отечественных зрителей оказалась более подходящей мишенью и я конечно тоже не упустил возможность внести вклад в её "препарирование" (даже дважды).
Но вернёмся в конец 70-х, когда вышло, как минимум, ещё два ретро-фильма. И если про "Место встречи изменить нельзя" написаны сотни статей, включая мою (размещённую год назад), то не менее знаковые "Пять вечеров" (1979) - гость в киноблогах не частый. Притом, что для Никиты Михалкова, снявшего много картин по русской классике или по мотивам событий первой половины прошлого столетия, это по сути единственный киноопыт, когда он обратился к временам, на которые пришёлся его "доактёрский" возраст. То есть режиссёр мог опираться на свои собственные воспоминания, зная что конкретно хочет воссоздать. Желая не просто перенести на большой экран камерную историю о драматичной встрече спустя 17 лет, а наполнить её множеством памятных ему деталей. Что безусловно предоставляет большой интерес для фактологических исследований и спустя 65 лет, минувших с 1958 года.
С чего бы такая точность? А как раз в том году Александр Володин написал одноимённую пьесу, упомянув в ней 17-летний срок, прошедший с начала Великой Отечественной. Мало того, благодаря некоторым приметам, которые авторы фильма сочли нужным вставить для аутентичности, мне удалось определить и точную дату, когда эти пять вечеров якобы состоялись. Люблю я такие штучки - уж не обессудьте!
Итак, оказывается, дело обстояло с 1 по 5 октября означенного года.
А кто их, кинематографистов, дёрнул использовать в эпизоде ухода Ильина в "третьем вечере" именно ту запись новостей из фондов радио, где прямым текстом сказано, что третий искусственный спутник совершил свой 1942-й оборот вокруг Земли. В реальности же это произошло аккурат 3 октября (то-то все одеты по-осеннему):
Онлайн-архивы старых газет-журналов сейчас и не такое позволяют перепроверить и вывести на чистую воду. Конечно с учётом того, что события в фильме - полный вымысел. К тому же в дальнейшем идут сплошные нестыковки, которые можно назвать и анахронизмами.
Так в той же сводке новостей сообщили и про обращение Вильгельма Пика к народу в связи с годовщиной образования ГДР. Однако данное историческое событие 40 лет там отмечали как национальный праздник 7 октября, то есть почти на неделю позже!
Ещё менее согласуется новость, которая прозвучала по телевизору КВН-49 (во "второй день") о состоявшемся в зале Московской консерватории вручении почётного звания американскому певцу Полю Робсону. Тот действительно посетил СССР в 1958 году, но его визит, начавшийся 15 августа, занял около месяца и завершился в сентябре.
В заключение первой части, чтобы разбавить слишком сухие факты, предлагаю более занимательный момент, связанный с музыкой.
В тот же второй день героиня Людмилы Гурченко после конфликта с Ильиным ставит на проигрыватель явно заезженную граммофонную пластинку на 78 оборотов и звучит популярная мелодия танго, известного под названием "Маленький цветок" (Petite fleur, автор Сидней Беше).
Увы и ах, непосредственно это исполнение (соло на кларнете - Монти Саншайн) стало на слуху в СССР позже - после выхода в 1960 году винилового сборника на 33 оборота "Вокруг света. 7-я серия". Правда, годом ранее (но опять же не в 1958-м) у нас выпустили версию восточногерманского кларнетиста Бени Мемпеля, но та аранжировка заметно отличается - не перепутаешь.
(с) Albert Magnus специально для kin0guru