И к которой не готовы многие инвесторы. Без каких-либо клише, прошедший год действительно оказался непростым для инвесторов на фондовом рынке. При этом несмотря на приличное падение индексов и все проблемы в экономике, прибыли корпораций сохранилась на удивление хорошо.
Конечно, цифры в корпоративных отчетах бели не самые впечатляющие за последние годы, не считая встрясок COVID-19. Но это возвращает нас к мысли о «компрессии» рынка. Иными словами, «P» (цена) в соотношении P/E резко упала, в то время как «E» (прибыль) осталась относительно стабильной.
И здесь таится важная опасность для рынков в 2023 году. Для более наглядного понимания ситуации стоит обратиться к одному из величайших инвесторов в истории: Стэнли Дракенмиллеру. Дракенмиллер, известен тем, что на протяжении своей карьеры генерировал 30% среднегодовой прибыли без единого убыточного года. Это один из самых впечатляющих долгосрочных результатов в истории рынков.
В интервью на Sohn Investment Conference 2022 в Нью-Йорке Дракенмиллера спросили о его опыте инвестирования на пике пузыря доткомов в 1999 - 2000 годах. Отвечая он указал, на относительно редкое стечение рыночных факторов, которым сегодня нам хорошо знакомы. В частности, долгосрочные процентные ставки, индекс доллара США (DXY) и цены на сырую нефть в то время резко выросли по сравнению с предыдущим годом или двумя.
Всякий раз, когда такое сочетание факторов имело место в прошлом, корпоративная прибыль падала в среднем примерно на 35% в течение следующих года или двух. Взгляд на цифры того времени, дает нам следующие приблизительные оценки важных показателей:
🔹 процентные ставки (10-летние Treasuries) за этот период выросли на 65%
🔹 DXY вырос на целых 23%
🔹 WTI выросла более чем на 200% на пике
Если сравните эти показатели с актуальными данными за последние два года, вы обнаружите поразительное сходство.
Все это может говорить о том, что мы можем стать свидетелями резкого снижения корпоративных доходов (и снова к «рецессии прибыли») в течение следующих нескольких кварталов. А это, в свою очередь, может спровоцировать еще одно значительное падение акций.
Одно важное отличие, которое может выступить подушкой безопасности. Инфляция потребительских цен в США в настоящее время намного выше, чем в конце 1990-х годов. И больше, чем в любое другое время в истории, кроме «стагфляционных» 1970-х годов. Такая инфляция может помочь удержать номинальную прибыль корпораций от значительного падения.
В 70-х, при инфляции от 5% до 15%, корпоративные прибыли падали не более, чем на 20%. Это значительное снижение номинальной прибыли, но все же ниже 35% снижения, упомянутого Дракенмиллером.
Тем не менее. S&P 500 торгуется близко к уровню 4000 с соотношением P/E около 20. Если прибыль упадет всего на 15% — меньше, чем падение во время любого отрезка из 1970-х годов, в то время как P/E останется стабильным — индекс будет торговаться ниже 3400.
Несмотря на то, что P/E в S&P 500 значительно снизился по сравнению с его недавними экстремальными значениями, он по-прежнему торгуется выше своего долгосрочного среднего значения, равного примерно 16. Если прибыль упадет на 15%, а P/E в S&P упадет до 16, индекс будет торговаться ниже 2500. Это будет означать снижение примерно на 35% от текущих уровней.
И это не предел. Ведь оценки, так же как и цена на акции склонна к возврату к среднему, но при движении от экстремальных значений могут также «перепрыгивать» свою среднюю, разгоняясь в противоположном направлении.
Данный текст не является предсказанием падения S&P 500 до печальных уровней. Но подводит к тому, что в предстоящем году самое пристальное влияние следует уделять сезону отчетностей и быть готовыми при случае «прыгнуть на забор».
ТехноИнвест
Чат Техноинвесторская
Инвест. помощник ТехноAI