Так называется место, по традиции изображаемое как пещера или хлев, где по библейскому преданию родился Спаситель. Сегодня рождественские вертепы в преддверии праздника Рождества Христова устанавливаются практически в каждом православном храме и в домах многих верующих людей.
Прообразом служит Святой Вертеп, который находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебристой звездой и надписью: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Неподалеку находится так называемый Придел яслей — место, куда Богородица положила новорожденного Богомладенца. Сами Ясли (кормушка для скота, которую Богоматерь вынужденно использовала в качестве колыбельки) была вывезена в 7 столетии в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором. Появление традиции делать рождественские пещеры связывают с именем христианского святого Франциска Ассизского, который в начале 13 столетия встречал Рождество в одном итальянском селении, где решил в воспоминание библейского события построить вертеп.
На Руси вертепами назывались не только рождественские композиции, но и коротенькие просветительские спектакли на тему Рождества, где главными героями были кукольные персонажи. С их помощью показывалась рождественская мистерия, которая всегда находила благодарного зрителя. В крупных городах существовали даже династии вертепщиков. К 19 веку рождественские мистерии стали популярны по всей Российской Империи.
Однако с приходом советской богоборческой власти, вертепы, как и рождественские елки, напоминавшие о Рождестве Христовом, оказались под запретом. Были почти утрачены сценарии вертепных спектаклей и традиции изготовления вертепных кукол. Лишь в конце 20 столетия, благодаря усилиям фольклористов, этнографов и театральных историков, удалось возродить вертепные спектакли, которые теперь ставят и в приходских студиях при храмах.
Традиционный театральный вертеп представлял собой ящик-домик с прорезями для вождения кукол. Обычно он имел два яруса: в нижнем было изображение дворца царя Ирода, в верхнем – разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством. Со временем в нижней части стали разыгрываться юмористические сценки на бытовые темы, не связанные с Рождеством. Таким образом, театральный вертеп стал элементарной моделью мироздания: мир горний, небесный (верхний этаж), земной (нижний этаж), и ад — отверстие, куда в конце действа проваливался Ирод.
Любой рождественский вертеп для верующего человека был и остается символическим напоминанием о святой Вифлеемской пещере, где на свет Божий появился Спаситель.
В комментариях к этому посту поделитесь фотографиями рождественских вертепов, установленных в вашем храме или доме.
☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь