Найти тему
КультЪ - турне

Ольга Александровна Романова: возвращение домой сто лет спустя… Часть 2

Великая Княгиня Ольга Александровна Романова
Великая Княгиня Ольга Александровна Романова

Начало: часть 1

Итак, Ольга любила рисовать. А ещё девочка любила музыку и лошадей. Лошади - единственное, что объединяло их с матерью. Мария Фёдоровна, в отличие от супруга, была отчаянной наездницей. Из музыкальных инструментов Ольга предпочла скрипку, чем немало удивила окружающих. Девочка на скрипке? И не просто девочка, а особа царских кровей…
Семья жила очень дружно. Так сложилось, что отец в основном занимался младшими детьми, а мать в большей мере уделяла внимание старшим.
Летом царская семья отплывала в Данию, к дедушке и бабушке. Там собиралось всё многочисленное потомство датских монархов - из Англии, Швеции, Греции. Здесь Ольга наслаждалась свободой. Безо всякой охраны, только лишь с няней она отправлялась по магазинам, как простая смертная, и делала покупки. Это её очень развлекало, ведь дома семья жила в замкнутом пространстве дворцов и прилегающих к ним парков.

Безмятежное детство для Ольги закончилось в 11 лет. Совершенно неожиданно от болезни почек умер отец. Ему было всего 49 лет! Это было потрясение абсолютно для всех.
Брат Николай венчался с принцессой Аликс Гессенской через неделю после похорон отца. Семья молодого императора стала для Ольги отдушиной. Именно сюда девочка часто прибегала на чай. Видя с какой нежностью Аликс относится к брату, она прониклась к невестке глубокой симпатией.
Матерью, как царицей, Ольга восхищалась. Неопытность сына заставила императрицу заниматься политикой. В короткий срок, поднаторев в беседах с министрами и послами, она стала весьма компетентной в этой сфере. Всех покоряла её манера общения: для каждого царица находила «особенное слово». А вот с дочерью у Марии Фёдоровны доверительных отношений не получалось.
Замуж Ольгу выдали за принца Петра Ольденбургского. Матерью Петра была Её Императорское Высочество Евгения Максимилиановна Ольденбургская, урожденная Романовская, внучка императора Николая I.

Мнение в свете о нём было, как о ничтожном и недалёком человеке. Интересовался Пётр не столько службой (он, как и все Романовы, был гвардейцем), сколько собой, азартными играми и … мужчинами. Остаётся только гадать, зачем такой брак понадобился Марии Фёдоровне.
Свадьба в 1901 году была отпразднована очень скромно, приглашены были только близкие. Это совсем не вписывалось в дворцовый церемониал, но зато не противоречило характеру невесты: Ольга не любила пышных церемоний, большого скопления людей,
«чувствуя себя зверьком в клетке».
Ольга Александровна заболела практически сразу после свадьбы. У неё началась депрессия, стали выпадать волосы. Это было настолько серьезно, что пришлось заказывать парик. Целых два года не показывалась молодая женщина в свете. С мужем близких отношений не было. В Ольге всё больше росла тоска по настоящей любви, семье, детям.
Недалеко от Рамони под Воронежем Ольга построила для себя маленькую усадьбу Ольгино. Рядом находился монастырь Тихона Задонского. И однажды, находясь под впечатлением от красоты вокруг, божественного покоя, женщина поклялась, что если ей Бог дарует счастье материнства, она своего первенца назовёт Тихоном.
Судьба смилостивилась. Однажды на военном смотре в апреле 1903 года Ольга заметила военного, высокого гвардейца в кирасирской форме. Это было потрясение. Княгиня говорила потом, что её настигла
«любовь с первого взгляда». Офицера звали Николай Куликовский. Он был дворянином, из семьи потомственных военных.
«Мне было 22 года, впервые в жизни я полюбила, и я знала лишь, что любовь мою приняли и ответили взаимностью», - вспоминала Ольга Александровна на склоне лет.
Супруг, принц Ольденбурский, от развода отказался. О близкой связи Ольги Александровны и офицера Николая Куликовского заговорили в обществе. В связи с этим императрица Мария Фёдоровна была очень огорчена, но на замужнюю дочь её влияние уже было ограничено.
С 1905 года в стране начались волнения. В свою усадьбу Ольга не могла съездить целых два года. Бушевали крестьянские восстания. Ольга Александровна начала работать в больнице, осваивая новое для себя занятие - профессию медсестры.
На душе у неё было тяжело. Двойная жизнь угнетала. Развод и морганатический брак был бы большим ударом для престижа семьи Романовых и лично для её любимого брата императора Николая…
Время шло. Ситуация не менялась. Ольга находилась на грани психического расстройства.
А между тем наступил 1914 год. Была объявлена война. Из Красного села Ольга проводила свой полк, шефом которого являлась. Проводила и своего любимого. Сама же приняла решение отправиться на фронт сестрой милосердия. Ольга Александровна твердо решила к мужу больше не возвращаться.

Великая Княгиня - медсестра во время Первой мировой войны. Фотография из книги "Романовы: сердечные тайны" (И.Громова)
Великая Княгиня - медсестра во время Первой мировой войны. Фотография из книги "Романовы: сердечные тайны" (И.Громова)

Ольга впервые столкнулась с реальной жизнью. Лазарет, в котором работала Ольга Александровна, находился в Ровно, на польско-австрийской границе. Работать приходилось по 15 часов в сутки, поток раненых не иссякал. Не хватало персонала, медикаментов, белья. Жили в спартанских условиях. Княгиня не отказывалась от самой тяжелой работы. Солдаты просто поверить не могли, что за ними ухаживает сестра императора.
Осенью 1915 года Ольга приехала в Петроград. Атмосфера в столице была напряженной, распространялись чудовищные слухи и домыслы. Императрицу Александру Фёдоровну обливали грязью. Даже родственники поговаривали, что её нужно запереть в монастырь от греха подальше.
Мария Фёдоровна и Ольга приняли решение перебраться в Киев. Там же им в последний раз удалось увидеться с Николаем. Ольга была поражена измученным видом брата и состоянием полного покоя, в котором он находился. Она потом напишет, что от его «спокойствия веяло обреченностью». Но в результате этой встречи Ольга Александровна получила подарок: Николай II аннулировал брак сестры и принца Ольденбургского. Этого дня Ольга ждала 13 лет!
В ноябре 1916 года Её Императорское Высочество Великая княгиня Ольга Александровна обвенчалась с ротмистром Николаем Александровичем Куликовским в маленьком киевском храме в присутствии матери и зятя, а также нескольких офицеров Ахтырского полка и подруги, сестры милосердия. Вечером персонал лазарета в честь новобрачных устроил торжественный обед.

3 марта 1917 года Николай II отрёкся от престола. Настало время, когда членам царской семьи необходимо было прятаться, скрываться, недовольство и гнев населения против них возрастал стремительно. С трудом вся семья добралась до имения зятя Александра Михайловича в Крыму. Мать была в ужасном состоянии. Ольга объясняла себе поступок брата Николая как героический, который ценой отказа от трона хотел предотвратить гражданскую войну.
Положение было напряженным. И вокруг, и в семье. К тому же Ольга ждала ребёнка. Он появился на свет 12 августа 1917 года, и по данному когда-то обету был назван Тихоном.
В Крыму стали набирать силу большевики.
«Наша трагедия заключалась в том, что, несмотря на ужасы 1917-го, никто не мог предвидеть террор 1918 года. Мы вообразили, будто армия и крестьянство придут к нам на помощь. Многим из нас это заблуждение стоило жизни». Начались кровавые расправы. Добрались до Романовых. Им запретили покидать пределы дома. Выпустили только семью Куликовских. Они уже не Романовы.
Для семьи Куликовских начались скитания: Новороссийск, Кубань, Ростов… За это время на свет появился и второй сын Гурий. Счастливый случай помог Куликовским очутиться на английском флагмане «Кардифф». На этом переполненном беженцами торговом судне они покинули родной берег 20 февраля 1919 года.
К тому времени императрица Мария Фёдоровна уже пребывала в Дании, на своей исторической родине. Туда же она настоятельно зазывала дочь с семьей. Ольга с детства любила Данию, и она с надеждой и радостью туда направилась.
Но если прежде Мария Фёдоровна приезжала в Данию в качестве богатой и могущественной гостьи, коей являлась российская императрица, то сегодня она и её семья - бедные беженцы. Всё состояние Марии Фёдоровны умещалось в одной шкатулке. Датский король Христиан X, племянник Марии Фёдоровны, всячески унижал тетку и кузин. Он терпел родственников, вероятно, только в надежде получить драгоценности из заветной шкатулки.
Другой племянник - король Георг IV, выделил Марии Фёдоровне пенсию в 10 тысяч фунтов. Получив финансовую независимость, семья смогла переехать на виллу Видере (Гвидор), которая принадлежала Марии Фёдоровне с сестрами.

Официальный портрет Ольги Александровны и её супруга Николая Куликовского. Фотография из книги "Романовы: сердечные тайны" (И.Громова)
Официальный портрет Ольги Александровны и её супруга Николая Куликовского. Фотография из книги "Романовы: сердечные тайны" (И.Громова)

Ольге с матерью жилось непросто. Характер императрицы портился. Марию Фёдоровну раздражали маленькие дети, но больше всего - супруг дочери. Она воспринимала его как простолюдина (хотя он был потомственным дворянином), недостойного сидеть за одним столом с царицей. Всячески подчеркивала их неравенство и, приглашая на официальные приёмы дочь, не приглашала при этом зятя. Таким образом, Мария Фёдоровна хоть над кем-то проявляла свою власть. «Мой муж был чудесный человек. Он никогда не жаловался», - писала Ольга.
Любимая сестра императрицы королева Александра скончалась в 1925 году. После этой потери Мария Фёдоровна начала угасать, она потеряла вкус к жизни. В октябре 1928 впала в кому. Дочери - Ольга и приехавшая из Англии Ксения - несколько дней не отходили от постели матери. Императрица умерла 13 октября 1928 года. На траурную церемонию собралась вся коронованная Европа.

Продолжение часть 3

P.S. Надеюсь, что Вы открыли для себя что-то новое. Подписывайтесь на мой канал: мне будет приятно, а Вы и в следующий раз не пропустите интересные статьи и факты.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц