Сразу оговорюсь: речь не идет о том какой была бы Россия и была бы она вообще, если бы Антанта победила Советскую Россию в прокси-войне, которую у нас называют войной гражданской.
Речь, в данном случае, о микроуровне: как бы жили, трудились и умирали русские люди, если бы не победа красных.
На самом деле, ответ на этот вопрос не сложен: после гражданской войны и во время её, от Российской империи отделились некоторые национальные территории, которые начали свое существование в качестве «независимых» государств.
В первую очередь, это Польша и страны Прибалтики. В царской России Прибалтика и Польша были на привилегированном положении. Потому как все русские цари много веков были немцами. Русское офицерство тоже было в значительной степени немецким.
Из 5 154 подполковников в 1913 году немцев – 528 (10,2 %). Из 985 офицеров корпуса Генерального штаба немцами были 169 человек (17,1 %). Среди 67 начальников пехотных, гренадерских и стрелковых дивизий было 13 немцев; в кавалерии – 6 из 16. В Русской Императорской гвардии среди 3-х начальников пехотных дивизий был 1 немец. В Свите Его Величества из 177 человек немцами были 37 (20,9 %).
Из высших должностей – корпусные командиры и начальники штабов, командующие войсками военных округов – немцы занимали третью часть.
Кроме того, атаманами казачьих войск являлись немцы: Терского казачьего войска – генерал-лейтенант Флейшер; Сибирского казачьего войска – генерал от кавалерии Шмидт; Забайкальского – генерал от инфантерии Эверт; Семиреченского – генерал-лейтенант Фольбаум. Во флоте соотношение было еще больше.
Это при том, что немцев в империи было всего – 1,4%.
Не странно, что прославленный генерал XIX века генерал А. П. Ермолов на вопрос Александра I, какую награду он хотел бы получить от царя, попросил: «Государь, произведите меня в немцы!»
Являясь привилегированной военной прослойкой многие из «немцев» (в широком смысле этого слова подобно тому как для белодельцев «русский» - это не национальность, а политическая ориентация) не только встали на сторону белых прокси, но зачастую, антироссийские армии возглавляли: Врангель, Миллер, Унгерн, Юденич, Каппель, Маннергейм и т.д. и т.п. Немцы, датчане, шведы и пр.
Каков поп таков и приход: средний уровень жизни на западных национальных окраинах империи был в разы выше, чем даже в столице – Санкт-Петербурге. Про Финляндию, которая де-факто, Россией никогда не являлась и писать неудобно: цари из неё сделали показательную выставку того, как можно выращивать русофобию на русском же хлебе.
Один из самых ярких показателей уровня жизни – младенческая смертность. Так вот в столице «России, которую мы потеряли» Санкт-Петербурге до первой мировой войны из ста родившихся младенцев на первом году жизни умирали 23,6 детей.
Фактически каждая четвертая гимназистка румяная от мороза чуть пьяная, став матерью в царстве святого страстотерпца несла младенца на кладбище и там долго выла над холмиком. Если ребенка успевали окрестить до смерти, то потом бывшая гимназистка могла за представившегося младенца помолиться и поставить свечку...
Смотрим на запад империи: из ста народившихся маленьких поляков на первом году жизни в Варшаве в 1913 году умирало всего 16,2 ребенка. Сравните: младенческая смертность в Питере -23,6 и в Варшаве «под русским гнётом» - 16,2.
Вот как выглядела картина младенческой смертности по некоторым европейским столицам:
1913 год
Санкт-Петербург – 23,6
Москва -26,8
Варшава – 16,2
Берлин – 15,1
Лондон – 10,9
Париж – 10,8
Стокгольм – 8,7
Амстердам – 7,4
Польша вообще была одной из самых передовых территорий в империи «русского» царя. Но сразу после отделения Польша стала хиреть.
Дальше смотрим как менялась младенческая смертность в столицах, после того как в Польше победили добрые капиталисты, а в Москве – «иудо-большевики»:
1924 год
Ленинград – 16,3
Москва – 18,0
Варшава – 15,3
Как заметит непредвзятый читатель детская смертность в Ленинграде и Москве за первые (нищие!!!) годы советской власти снизилась колоссальным образом. В Варшаве, где победили белополяки детская смертность изменилась незначительно.
1927 год
Ленинград – 16,7
Москва – 13,9
Варшава – 14,8
Проще говоря, после того как в Польше победили белые, несмотря на развитие медицины и сравнительно длительный мирный период, младенческая смертность в Польше осталась почти на прежнем уровне, а в Москве уменьшилась в два раза!
Но младенческая смертность только один из показателей. Как бы жило население без индустриализации – тоже известно.
По официальным, заниженным данным в 1937/38 г. в Польше было до полумиллиона безработных, что составляет более половины лиц, занятых на крупных и средних предприятиях. Иначе говоря, в городах довоенной Польши на двух работающих приходился один безработный!
«В чем же дело? Разве польский рабочий не хотел работать? Или он работал хуже рабочих других стран?» - восклицали польские историки, сравнивая уровень жизни в Польше с уровнем жизни в соседней Германии.
Ну а Прибалтика?
Сейчас ведь всерьез пишут, что уровень жизни в микрогосударствах был сравним с уровнем жизни в богатых государств Европы.
Вот как жительница Финляндии описывает Таллин 50-х годов.
«В начале 50-х в городе более-менее сохранялась атмосфера довоенного времени - это была исчезающая Европа с её укладом жизни, маленькими кафе, стильными женщинами. Эстонки одевались совершенно иначе, чем приехавшие русские, среди которых были в моде зимние пальто в талию из бостона с чернобуркой. И чем больше была чернобурка, тем было выше благосостояние носившей её.
Эстонки любили сидеть в небольших кафе Старого города в кокетливых шляпках с чашкой чёрного кофе и малюсенькой рюмкой шартрёза и под негромкие звуки небольшого оркестра вели свои неспешные разговоры. Этот стиль жизни был совершенно чужд русским.
Стильная, но с виду скромная одежда и просиживание весь вечер за одной рюмочкой ликёра вызывала у простого русского народа насмешки, эстонок, как сейчас говорят, называли нищебродами. Кофе тогда русское население тоже не пило, о шартрёзе понятия не имели. Простому русскому человеку в эстонцах не нравилось буквально всё.
Очень раздражала вежливость эстонцев, с их вечными "спасибо" и "пожалуйста", то, что они всё ещё продолжали употреблять по-эстонски обращение "госпожа". Обсуждалось свободное воспитание детей, особенно девушек. Казалось кичливостью пользоваться салфетками, есть ножом и вилкой даже дома. На улицах было не увидеть похоронные процессии, как это я видела в начале 60-х на Псковщине. Одним словом, всё было не так, всё было непривычно, чуждо.
Это было мощное столкновение двух совершенно разных не только культур, а миров: столичных жителей, привыкших ездить на конец недели в Финляндию, путешествовать миру и с другой стороны - приехавших из глубинки рабочих и военных, прошедших пекло войны (число русскоязычных интеллигентов среди приехавших было незначительно)».
Это она описывает то время, когда на всю Эстонию (промышленность, строительство, сельское хозяйство, армия) в 1940 году было всего 1800 штук тракторов.
Это значит эстонский хуторянин возделывал землю горбом быков и батраков.
Лошадей в Эстонии, в то же время, было 202 тыс. голов. Это на все: на армейскую кавалерию и артиллерию, на ломовый извоз, на работу промпредприятий (тракторов и автомобилей на мелких фабриках почти не было!!!). Всего в Эстонии накануне вхождения в СССР было порядка двух тысяч грузовиков. Часть из них – в армии.
Всего порядка двух тысяч!
Поэтому средний эстонский бизнесмен подгонял к складу своей фабрики клячу, грузил коробки с продукцией и на базар!
После того как Российская империя распалась. Эстония стала страной "независимой" и быстро пообносилась. Особенно это заметно если сравнивать её с таким регионом как Средний Урал, который до Октябрьской революции был практически полуграмотным и нищим (может от того здесь до сих пор так много царебожников!)
В советские годы культурный уровень жизни в Свердловской области значительно подтянулся. А по материальном показателям развития культуры в 1940-м году в Свердловская область сравнялась с Эстонией или оставила ее далеко позади.
Так, книг в библиотеках Свердловской области на душу населения приходилось 1,5. В Эстонии менее одной книжки – 0,9. Профессиональных театров в Свердловской области было 13, а в Эстонии – 11.
Но особенно отсталость Эстонии была заметна на примере кинематографа. Во всей Эстонской республике имелось всего 56 киноустановок. Это одна киноустановка почти на 19 тыс. человек. Это означает, что большинство эстонцев до советской власти не видели никогда ни одного фильма! В Свердловской области киноустановок было 546 - одна киноустановка приходилась примерно на 4600 человек.
Заметьте, я не сравниваю Эстонию с Москвой или Ленинградом. Я сравниваю со Свердловской областью, которая до отсоединения Эстонии от России была одной из самых отсталых, в то время как Эстония была одной из самых передовых.
Мне могут сказать, что это для Ленина важнейшим из искусств являлось кино. А тихие эстонцы спокойно пахали на быках, ели свой хлеб с маслом, ходили по нужде в кусты и плевать хотели на кинематограф и библиотеки.
Но, подождите, а культура? А исчезающая Европа? А стильные женщины с чашкой кофе и рюмкой шартрёза?
Да, и многие ли молодые женщины в Эстонии могли просиживать время в кафе?
В отличие от Свердловской области в Эстонии почти не было яслей. Когда у тебя дома орет ребенок много в кафешках не насидишь. И это ещё речь о горожанках, которых был в Эстонии мизер. Основная часть эстонок жила в деревнях при керосиновых лампах и металась с подойником от ребенка к коровам.
Кстати, про керосиновые лампы. Абсолютным показатель развития общества в послевоенные годы считалось обеспеченность электроэнергией.
Сравните: в Свердловской области на 1 жителя приходилось 780 квт. На одного жителя "суверенной" Эстонии – 180 квт. Если я правильно посчитал – это на 125 дней мерцания одной лампочки 60 ватт.
Врачей в Эстонии было меньше, чем в Свердловской области, больничных коек меньше несравнимо.
Всякого скота, за исключением лошадей, в Эстонии было несколько больше. Но Свердловская область - не сельскохозяйственная. Здесь очень суровые погодные условия.
В других республиках Трибалтики ситуация была ещё хуже. В Риге до «советской оккупации» только 32,5% квартир имели водопровод. Канализацию - ещё меньше. И все они в центре города.
Это означает, что почти 70 процентов жителей столицы ходили по нужде во двор, а мылись от случая к случаю, поскольку водопровода не было, и воду приходилось носить в квартиру из колодца, расположенного во дворе. Уже с точки зрения использования воды мыться каждый день было сложно.
"Можно сказать, что европейцами мы стали благодаря советской власти, когда всё стало строже, детей отмыли - хочешь ты того или нет. Проверяли чистоту рук, ног и за ушами", - признают наиболее честные из эстонских историков.
Для большинства жителей Трибалтики уборной служила тропинка в кусты. Немецкие оккупационные власти в 1918 году потребовали, чтобы эстонцы обзавелись сортирами. Но и в 30-е годы по нужде гордые прибалты ходили и в поле, и в сад, а зимой - в хлев.
В 1930 году в городах Эстонии было 72 общественные бани, а в трети городов не было ни одной. Регулярно ходили в баню только 4% горожан, и это был преимущественно приехавший из деревни народ.
- Более утончённые натуры считали, что баня - это для деревенщины...
Такое прозябание ждало бы и Россию, если бы победили белые, как они победили в Прибалтике, Польше, Финляндии…
Поскольку непременно в этой теме появятся тролли, которые укажут: давайте сравним нынешний уровень жизни Финляндии и России? Но при чем тут старые советские большевики?
Финляндия высокого уровня жизни достигла благодаря «финляндизации» - особым отношениям с СССР в годы после второй мировой войны. Прибалтика поднялась тоже в советские годы- стартовый уровень с которого она падала после 1991 года был выше…
И главное: если бы в России победили белые сегодня России как единого государства, вероятнее всего, не существовало. Хотя, конечно, это предположение и на эту тему можно спорить!