Иногда так бывает, что рождению легенды предшествует не слишком удачный опыт. Это значит, что творцы легенды сумели учесть предыдущие ошибки и сделать выводы. Примерно так получилось с ЗИЛ-157, предшественником которого стал ЗИС-151. Этот грузовик создавали вдохновляясь Студебекером, но получилось не очень. Автомобиль имел двухскатные колеса и несовпадение передней и задней колеи. Это отразилось на его проходимости в худшую сторону. Скоростными показателями ЗИС-151 тоже не блистал выдавая максимум 60 км/ч. При этом был очень прожорлив. Однако несмотря на эти минусы, именно эта модель легла в основу таких знаменитых армейских грузовиков, как ЗиЛ-131 и ЗиЛ-157.
История гласит, что однажды поздней осенью, компания инженеров завода отправилась за картошкой. Взяли два ЗИС-151. А поскольку погода была уже достаточно холодная, заодно прихватили с собой и амфибию ЗИС-485. У нее был закрытый кузов и можно было не боятся заморозить стратегический продукт. Начавшаяся метель основательно усложнила обратную дорогу и с честью из передряги вышла именно амфибия, показав очень неплохую проходимость. Помимо односкатной ошиновки, на ЗИС-485 была еще и система изменения давления в шинах. Выводы из этого путешествия были сделаны.
Было решено попробовать скрестить ходовку от ЗИС-485 с ЗИС-151. И опыт удался. Проходимость нового грузовика увеличилась в два раза. Однако почивать на лаврах было преждевременно. В стране как раз началась борьба с культом личности Сталина и грузовик с названием ЗИС-121В мог бы так и не появится на свет, если бы не участие Жукова. Маршал еще в 1954-ом году видел испытание нового грузовика и сказал веское слово в его защиту.
В серию грузовик пошел в 1958-ом году под новым именем ЗИЛ-157, хотя к выпуску был рекомендован еще в 1956-ом. Именно тогда приемная комиссия выдала инженерам завода имени Лихачева распоряжение переделать рулевое управление грузовика. Дело в том, что без гидроусилителя, езда по бездорожью могла вполне закончится серьезными травмами водителя. Прозвище Людоед ЗИЛ-157 получил именно за это, хотя на самом деле, его больше заслуживает старый КРАЗ.
Конструктора предприятия ЗИЛ рекомендациям вняли и сделали редуктору укороченную сошку. Это может и не убрало полностью усилие на руле, но по крайней мере ослабило удары. Совсем избавиться от них не удалось. Лично для меня загадка, почему на ЗИЛ-157 так и не поставили гидроусилитель. Ведь модель выпускалась вплоть до 1994 го года. Причем умельцы самостоятельно переставляли рулевую от ЗИЛ-131, в кустарных условиях, и все нормально функционировало.
Ну а главной особенностью ЗИЛ-157, делающей его легендой, является конечно же его проходимость. По этому параметру даже появившийся позже ГАЗ-66 его одолеть не смог. Конкурентом в этом смысле является только собрат ЗИЛ-131. Секрет тут в двигателе. ЗИЛ-157 имеет бензиновый мотор, выдающий 104-109 лошадиных силы. Причем максимальный крутящий момент, наступает уже в диапазоне 1100-1400 оборотов. Такие цифры в основном выдают дизельные движки. На бездорожье же именно тяга на низких оборотах становится решающим фактором.
Вот так и получилось, что у не слишком удачного предка, получился достойный потомок. Надежный, как автомат Калашникова. О том насколько удачным получился ЗИЛ-157 ярко свидетельствует то, что его выпускали практически 40 лет. И это при том, что более современный ЗИЛ-131 появился уже в 1966-ом году, но не стал заменой 157-ой модели. Они просто тридцать лет выпускались параллельно.