Вы сняли квартиру, благополучно прожили в квартире год, а через год в квартире сломался, например, холодильник. Смотрите дату производства холодильника на шильдике, а там написано, что ему более 10 лет, открываете договор аренды, а там вас встречает следующая замечательная формулировка:
Ремонт бытовой техники осуществляется за счет арендатора.
или
Вся техника должна быть возвращена в исправном состоянии.
Вызываете мастера на диагностику, а мастер попадается честный и говорит, что холодильник восстановлению не подлежит. Открываете инструкцию по эксплуатации, а там написано, что срок эксплуатации холодильника составляет 10 лет. Например, так пишут в инструкциях холодильников Атлант:
Звоните собственнику, а собственник просит вас купить новый холодильник, тыкая носом в условия договора. А то что срок эксплуатации холодильника истек, собственника это не интересует. Кто прав и что делать в данной ситуации?
Начнем с положений Гражданского кодекса, в котором отражено:
Статья 622. Возврат арендованного имущества арендодателю
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Некоторые собственники говорят, что договором как раз обусловлено, что холодильник при возврате должен работать, поэтому квартирант обязан это обеспечить. Далее собственники ссылаются на пункт 2 статьи 616 Гражданского кодекса, где говорится:
2. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Правильно? Нет, не все так просто. Одно дело когда, например, сгорел тэн у стиральной машинки, а другое дело когда вещь невозможно отремонтировать в следствие её естественного износа, т.е. в нашем случае невозможно выполнить условие договора, так как жизненный цикл вещи просто подошел к концу.
Интересно, что только в бизнесе по долгосрочной аренде встречаются случаи, когда собственники требуют покрывать стоимость полностью амортизированной вещи. Представьте себе ситуацию, что в ресторане вам в счет включили стоимость вышедшего из строя миксера. Нонсенс.
Итак, какие сценарии развития событий есть?
1. Если нет страхового депозита, а в бесплатной замене отказано, то часто бывает съезд со скандалом. Также возможен сценарий, что квартирант завезет старый холодильник из дисконт магазина, который мирно умрет через пол года к радости следующего квартиранта. Конечно, собственник может обратиться в суд с требованием возмещения затрат на покупку холодильника, но, во-первых, я сомневаюсь, что суд поддержит собственника, во-вторых, собственник потратит столько времени, что гораздо дешевле этот вопрос не поднимать.
2. Если есть страховой депозит и собственник начинает вычитать из него стоимость нового холодильника, то часто данные действия трактуются квартирантами, как незаконное обогащение. Фактически собственник сам добровольно начинает огромный скандал, ущерб от которого будет однозначно выше затрат на покупку нового холодильника. Ну а если квартирант в последующем обратиться в суд, то у собственника велика вероятность проиграть дело.
Чтобы я хотел посоветовать собственникам? По моему мнению, договор должен быть направлен на купирование скандалов, а не на их раздувание.
А вот квартирантам я бы посоветовал не гоняться за низкими ценами, а более внимательно знакомится с собственниками квартир.
Вам помогли мои публикации? Поддержите канал! Чаевые автору канала вы можете перевести здесь.
P.S. Традиционная аналитика рынка. Количество сдающихся квартир в Москве по данным Циан на 09.01.2023г. - 35 тысяч квартир.