Как и какую лепту в формирование, и функционирование личности вносит коллективная межпоколенческая травма? Что это за явление?
Это историческая ситуация, когда в один и тот же отрезок времени большое количество людей, принадлежащих к одному народу, получили одну и ту же или сходную травму.
Потом они родили детей, и эти дети потом родили внуков. Вот эти внуки и будут носителями коллективной травмы, вне зависимости от того, реально она коснулась их семьи или нет. Для тех, чью семью травма миновала, достаточно травмы свидетеля и общего содержимого коллективного бессознательного. Так весь народ становится носителем травмы – Голодомора, Великой Отечественной войны, ГУЛАГа. Я располагаю эти травмы в порядке убывания смертности – и соответственно в соответствии с их участием в формировании национальной идентичности.
Изучать влияние коллективной травмы принято на примере Холокоста, и написано на эту тему достаточно много, и изучена она глубоко. Однако участие русской травмы в формировании национального самоощущения русского человека ничуть не меньше и не менее трагично.
Коллективная травма, являясь частью национальной идентичности, к сожалению, становится способом восстановить национальную идентичность в тот момент, когда она от чего ты по какой-то причине страдает, начинает разрушаться. И это то, что мы можем наблюдать в реалиях сегодняшнего дня. Когда после начала войны появилось много людей, которые стали говорить «мне стыдно, что я русский». Причем по самым разным, временами противоположным причинам.
Это очень новое и сложное для русского человека переживание. Многие поколения до сегодняшнего дня относились к своей национальности с гордостью и уважением, и вот их мир рухнул. Теперь мы наблюдаем, как эта идентичность восстанавливается за счет проживания коллективной травмы. Люди обращаются к переживанию периода Великой Отечественной войны, сталинских репрессий и других исторических событий такого же характера. Причем народ начал переживать эти события до того, как некое их подобие стало происходить в реальности и бессознательно начал подгонять состояние общества под обоснование, опредмечивание этих переживаний. Проще говоря, мы приводим общественный строй в соответствие с эмоциональным состоянием общества.
У этого процесса две основные причины – закон проживания травмы, согласно которому травмированный – человек ли, народ ли – всегда стремится в нее вернуться, и участие коллективной травмы в формировании национальной идентичности.
Дело в том, что в момент разрушения идентичности народа этот народ теряет чувство единства, столь необходимое для того, чтобы выстоять в тяжелые времена. И, как ни горько, люди выбирают возвращение в тот исторический период, когда это чувство народного единства у них было, пусть и в трагических обстоятельствах. ГУЛАг, Сталинские репрессии – это русская тема. Великая отечественная война — точно русское явление. То есть тогда, когда мы переживали все эти события, мы точно были русскими. И для того, чтобы вернуть себе национальное самоощущение, нужно начать снова переживать чувства тех периодов. Нужно обратиться к коллективной травме.
Так коллективная трансгенерационная травма становится структурирующим фактором психики народа, помогает ему восстановить целостность. Однако путь этот, безусловно, рискованный, заметно деструктивный. Ведь травма из прошлого накладывается на актуальную травму, проживание ее отягощается.
Терапевтическим решением в такой ситуации может быть работа над восстановлением идентичности пациента, предшествующая работе с травмой.
https://vk.com/wall259745360_193
Автор: Гунар Татьяна Юрьевна
Психолог, Психоаналитическая психотерапия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru