- Мне так хотелось по-настоящему узнать хотя бы одного человека на этой земле.
- Разве ты меня не знаешь?
- А ты меня знаешь?
Узнать до конца хотя бы одного человека - неисполнимое желание и напрасная затея. Даже если вы доподлинно установите что, когда и с кем он делал, то вы никогда не узнаете, о чём он в этот момент думал. А иногда "почему" важнее, чем "что-где-когда".
Так зачем же устраивать бесполезный процесс дознания, выискивать правду, выстраивать обвинение? Не лучше ли просто принять жизнь, коль скоро ей дано продлиться? Загадками говорю? Тогда давайте читать пьесу Генриха Бёлля "Итог".
Клара и Мартин женаты тридцать восемь лет, у них было пятеро детей, четверо из которых ещё живы. Есть ещё зять, невестка и трое внуков.
Супруги неплохо прожили жизнь. Несколько лет, правда, было тяжёлых. Сколько? Не так уж и много. Но разве это была не жизнь? Это была настоящая жизнь. Они хорошо жили, даже денег и тех обычно хватало. Машина, дом, удачливые дети...
А теперь Клара умирает, и уже не дни, а часы её жизни сочтены. Детям разосланы телеграммы, чтобы они успели проститься с матерью. Тяжёлая болезнь давно отбирала её силы, поэтому семья, можно сказать, была готова к такому исходу. Хотя, разве можно к такому подготовиться?..
И вот, любящий муж спрашивает у жены, чего бы ей больше всего сейчас хотелось, раз она сама уверена, что ей, и правда, так мало осталось.
- Я ведь сказала - мне так хотелось по-настоящему узнать хотя бы одного человека на этой земле.
И Мартин начинает откровенно рассказывать. Обо всём, о чём не знала Клара: о том, как потеряв работу, каждое утро уходил в бар, а говорил, что идёт в контору; об официантке, которой платил как за интим-услуги, а сам просто клал голову к ней на колени и слушал её рассказы; о том, как в качестве адвоката присутствовал на смертной казни пятерых совсем молодых парней; о том, что чувствовал, когда водил дочку-старшеклассницу в кафе и что почувствовал, когда её не стало...
Болезнь и скорый уход Клары позволяет ей быть предельно откровенной с Мартином. Она рассказывает мужу то, что жёны скрывают даже от близких подруг: у неё была короткая связь с его другом, которого она не любила, господи, даже ненавидела; приятель их дочери, умершей в семнадцать лет от столбняка, через четыре года после её смерти рассказал Кларе о том, что они с Лизелоттой были близки, как муж и жена; и она давно знала про официантку мужа...
Много чего они друг другу порассказали. Без обид и претензий. Обсудили текущие дела, поговорили о детях. Один из сыновей здорово тревожил родителей. Ещё бы, ведь Лоренц за свои неполные тридцать пять лет больше сидел в тюрьме, чем дома. И ладно бы он был преступником или негодяем, нет! Он был лётчиком, который больше всего на свете хотел летать. Он любил летать один, мечтая увидеть в небе ангела.
Кстати, его обещали отпустить из тюрьмы на два часа, чтобы проститься с матерью. И он уже совсем скоро приедет.
Об одном только умолчала Клара. Она не рассказала Мартину, что подготовила для Лоренца деньги, ключи от автомобиля, комплект одежды и ... план побега. И она его непременно осуществит перед тем, как умереть. Ничего не поделаешь - женщина всегда остаётся загадкой, даже для своего любимого мужчины, с которым у неё больше нет никаких тайн.
Эта пьеса Бёлля - удивительная история, просто катарсис какой-то. И вы потеряете много, если не прочитаете её. Как всегда, для сильно занятых есть идеальное решение - аудиоспектакль. Предлагаю вам прослушать радиопьесу из собрания Гостелерадио. Это уникальная запись. Роли читают звёзды: Ольга Яковлева, Николай Волков, Игорь Костолевский и другие замечательные актёры. Правда, друзья, от души советую. Особенно тем, кто состоит в браке.
Полтора часа времени найти нетрудно. Освободите уши и голову и наслаждайтесь. Вам будет казаться, что вы открываете особый подарок - коробка в коробке. Удивительная пьеса и прекрасные актёры.
А у меня на сегодня всё.
Читайте хорошее, смотрите лучшее, оставайтесь на О!СЮЖЕТ.
И помните: лайк и отзыв - начало начал нашей откровенности.