В истории обороны Севастополя есть несколько подразделений, которые в «официальные» списки не очень-то вписывались. Ну, ладно, формирования морской пехоты, всевозможные «временные» батальоны (хотя существовали они, порой, дольше «штатных» частей). Ладно, был полк дотов и дзотов, который существовал «неофициально» содержался на штатах сразу трех частей, официально не фигурировал, а, там где фигурировал, он считался «запасным» (со всеми вытекающими последствиями). Хотя какой тут… «запасной» (тем более в Севастополе).
Когда мы рассказывали историю Н.Т.Хрусталева, мы немного коснулись сложной истории 11-го штурмового авиаполка, сформированного из добровольцев Ейского ВМАУ им. Сталина. А, попробуйте поискать что-то по истории 23-го ночного штурмового авиаполка.
Если мы откроем директиву Генштаба, которая «официально» определяет вхождение частей в состав боевых в ходе войны, то в первом экземпляре директивы, мы найдем только 23-й гвардейский Николаевский штурмовой авиаполк. Но это совсем другая войсковая часть, которая была создана уже после Севастополя. Потом, в директиву тушью внесли некий «23-й шап ВВС ЧФ, входивший в состав 3-й особой авиагруппы»
С сентября 1941 г. Ейское училище базировалось на Моздок, в его составе числилось 274 самолета, (У-2, УТ-2, УТИ-4, И-16, Як-1, ЛаГГ-3). В связи с тем, что большая часть 11-го ншап убыла из училища, и, обратно не вернулась (после переформирования в г. Моздоке в декабре 1941 года, полк находился в резерве ВВС ВМФ), при училище началось формирование нового полка.
С 29.11.41 г. в ВМАУ им. Сталина (г. Моздок) в составе трех эскадрилий У-2б начал формироваться 23 ап. С 02.02.42 г. на основании распоряжения Начальника ВВС ВМФ No. 352 от 20.01.42 г. взамен убывшей эскадрильи У-2б начала формироваться эскадрилья УТ-1б. Командиром подразделения был назначен старший лейтенант В.А.Горячев. Командные должности до командира звена включительно во 2-й аэ 23 ап занимали офицеры, а на должности летчиков назначались сержанты - выпускники училища.
Так было до мая 1942 года. 20 мая 1942 года для Севастополя закончилось «затишье», которого, в общем-то, и не было. Разгром Крымского фронта был стремительным, 11 армия противника нанесла ему поражение всего за 10 дней.
Было ли это следствием вывода СОР и ЧФ из подчинения Крымского фронта, и переподчинения его командованию Северокавказского направления (командующий – маршал С.М.Буденный) или каких –либо иных факторов, но СОР остался сторонним наблюдателем Крымской катастрофы. После этого, Севастополь остался один на один с 11 армией противника, которая обладала значительно большими ресурсами и возможностями, чем Севастопольская оборона.
Использование учебных самолетов в боевых действиях Великой Отечественной войны - это особая глава в истории отечественной авиации. Переоборудование учебных машин для выполнения, в общем-то, не свойственных им функций происходило на рубеже 1941-1942 гг. и было вызвано несколькими причинами. Во-первых, значительными потерями как авиатехники, так и квалифицированного летного состава. Во-вторых, общим снижением количества выпускаемых новых самолетов в связи с потерей основных сырьевых баз и эвакуацией авиационных заводов. И, в-третьих, самим характером боевых действий на Восточном фронте: Красной Армии нужно было остановить наступающего противника любой ценой.
Самолеты получили вооружение. В. Б. Шавровым упоминаются работы, выполненные мастером по вооружению А. И. Волковым (установка двух пулеметов ШКАС под крылом у стоек шасси, боекомплект по 200 патронов на ствол) и инженером К. А. Москатовым установка двух ШКАСов и реактивных направляющих для РС (РО-82).
Я разговаривал с ветеранами, и они давали немного другой способ установки: ШКАС ставился не под крыло, а внутрь крыла. Каждый самолет имел по два пулемета в крыльях и направляющие для РС. Эта схема родилась в Севастополе.
Первое упоминание об этой машине встречается в воспоминаниях К. Д. Денисова - в то время командира 3-й авиационной эскадрильи (аэ) 8-го ап ВВС ЧФ. Цитирую запись беседы, которая была сделана в 1982 году: «10 ноября 1941 г. состоялось совещание командиров подразделений и частей Севастопольской авиационной группы. В ходе обсуждения командующий ВВС ЧФ генерал-майор авиации Н. А. Остряков дал указание оборудовать каждый УТ-1 двумя балками для пуска реактивных снарядов РС-82 и пулеметами ШКАС. Пулемет крепился к набору крыла между нервюрами № 4 и № 5 и выводился через прорезь в перкале». Во рву аэродрома ДОСААФ в Юхариной балке, под слоем немецкого хлама, удалось найти и фрагменты наших самолетов. Фрагмент сгнившего набора крыла, к которому проволокой был прикручен проржавевший ШКАС, мы отдали в музей. Но, одно дело самопал, другое дело «официальная» установка вооружения.
С учетом севастопольского опыта, проект вооружения УТ-1 и У-2 был разработан начальником конструкторского бюро стационарных авиамастерских (САМ) ВМАУ им. Сталина в Моздоке воентехником первого ранга Н. А. Рожневым и техником-конструктором тех же мастерских воентехником второго ранга Г. О. Кряченко.
В декабре 1941 г. были выполнены необходимые расчеты, в январе изготовлены рабочие чертежи и начато оборудование самолетов. В начале февраля 1942 г. первые четыре УТ-1б были переданы в 23-й ап. Облет этих машин несколько задержался из-за плохой погоды, и первая из них поднялась в воздух только 11 февраля 1942 года.
Вооружение УТ-1б состояло из двух ШКАСов, укрепленных на специальной ферме в межлонжеронном пространстве между нервюрами № 4 и № 5. Для монтажа фермы и патронных ящиков (по 420 патронов на ствол) обшивка крыла вскрывалась, а по окончании работ - восстанавливалась. В нижней части фермы крепились передний и задний упоры РО-82. Для защиты плоскости от газовой струи PC пространство за задним лонжероном снизу обшивалась дюралем.
Вместо штатной ручки управления монтировалась ручка с гашетками для пулеметов и PC. Перезарядка пулеметов производилась вручную от рукояток в кабине летчика посредством системы блоков и тросов. Прицел КП-5 устанавливался справа параллельно оси самолета между цилиндрами № 1 и № 5 мотора. Пулеметы пристреливались сходящимся веером на дистанцию 200 метров. Самолеты этой модификации получили наименование УТ-1б.
Переоборудование самолетов У-2 в боевые заключалось в установке на них двух пулеметов ШКАС и четырех балок Дер-6, под которые можно было подвешивать легкие осколочные бомбы. Из 22 У-2б 19 относились к выпуску 1932-33 г. и имели налет от 1100 до 1900 часов. Моторы выпуска 1933-36 г. пережили по 4 - 5 ремонтов. Несколько в лучшем состоянии были 10 Ут-1б. Они имели налет всего по 80 - 100 часов, но при этом относились к выпуску 1937 г. Из-за того, что самолеты были перегружены вооружением на 285 кг и их моторы работали на максимальных режимах, в конечном итоге количество РС на них решили сократить до двух.
"Устоявшаяся" версия гласит:
«4 мая 1942 г. в составе 9 УТ-16 эскадрилья перелетела на аэродром Витязсвская, а 7 мая - под Севастополь на аэродром Юхарная балка, где 23-й ап вошел в состав 3-й особой авиагруппы, сформированной по приказу НК ВМФ № 00153 от 9 мая 1942 г. При посадке на этом аэродроме разбил свою машину мл. л-т П. И. Королев; в отчетность ВВС' ЧФ она попала как потерянная в воздушных боях в районе Севастополя». Но, якобы из-за задержки в строительных работах, первый вылет состоялся только 23 мая 1942 года.
По севастопольским документам «19 марта 1942 года Летно-технический персонал 23-го НБАП начал подготовку аэродрома «Юхарина балка» к приему самолетов». Нет, постойте, мы же говорили про полк ночных штурмовиков. Вот в том-то и дело, что у нас по документам упоминается ночной бомбардировочный авиаполк. При этом, идет некоторое расхождение с «официальной» версией.
Дата перелета эскадрильи 23-го полка дается более поздняя. Цитирую: «08.05.1942. Закончилось размещение эскадрильи 23-го НБАП на аэродроме «Юхарина балка»» Н.И.Крылов писал об этом так: «Обычные деревоземляные капониры могли выручать только до поры до времени. Однако их сумели усовершенствовать, сделать более прочными. А затем появились укрытия для самолетов из сборного железобетона, идею которых Аркадий Федорович Хренов, помню, вынашивал еще в Одессе. Их я впервые увидел на новом, третьем аэродроме осажденного Севастополя, оборудованном в Юхариной балке к югу от города. Строительство его, стоившее громадных усилий (в работах участвовало и гражданское население), во второй половине мая заканчивалось».
Но, в отличие от того, что принято писать, перелетевшая эскадрилья имела смешанный состав. Судя по всему, эскадрилья имела смешанный состав. Цитирую донесение «23-й НБАП (Юхарина балка) У-2б 5 (в строю 3), УТ-1б пять (в строю 5)». Итак, прибыли первые десять самолетов. Вышел из строя двигатель самолета сержанта А. Т. Вереникин, и при посадке разбил свою машину мл. л-т П. И. Королев.
Следующую эскадрилью , состоящую из У-2 (10 самолетов) немцы на перелете «распотрошили» полностью. Маршрут перелета был составлен… странно (мягко говоря). Он был проложен над зоной боевых действий Крымфронта.
11.05.42 г. в 10.05 в районе мыса Чауда эскадрилью атаковало звено Bf-109. После первой же атаки группа рассеялась. Только два самолета У-2 сумели вернуться на аэродром в Витязевскую (и, потом перелетели в Севастополь), Четыре самолета были обнаружены горящими в районе Тамани. Четыре самолета пропали без вести. Потери (подтвержденные):
3-я эвиаэскадрилья: ст. с-т Понамарев А.В.; воентехник 2-го ранга Данилов Т.А.; лейтенант Зильберман В.М., мл. сержант Кортынев В.И.
2-я эскадрилья: сержант Свистун А.И., старшина Искра Г.С. (скончался от полученных ранений)
Остальные числятся пропавшими без вести. Как мы видим, как и в первый раз, летела не одна эскадрилья, а сводная эскадрилья из состава 2-й и 3-й эскадрилий полка.
Первый боевой вылет полка отмечен в ночь на 24 мая. Старшие лейтенанты Н. С. Толстиков и А. Ф. Борисов (зам. командира аэ) сержанты Б. В. Конов и Е. А. Бурдыгин за ночь выполнили 8 боевых вылетов.
В ночь на 25 мая в Севастополь перелетели самолеты еще одной эскадрильи 23-го НБАП.
26-го мая 1942 года не вернулись на базу два самолета 2-й эскадрильи (пилоты А. Ф. Борисов и А. Л. Подтягин)
В ночь на 28.05.1942 в сводках указывается: «четыре ДБ-3 и два СБ бомбардировали ночью аэродром Саки, шесть УТ-1 (23-й НБАП) штурмовали войска противника по дороге в районе Альмы». Полк работал очень активно, но нес потери. 29-го мая не вернулся с задания сержант Г.А.Гнутов (1-я аэ).
02.06.42 г. во время налета вражеской авиации были повреждены 2 Ут-1б.
08.06.42 г. летчики полка успешно атаковали эшелон с боеприпасами на станции Альма. Отличились Н.С.Толстиков и П.С.Шапкарин, но не вернулся не вернулся с задания сержант Шерстюк П.Н.
Наибольшее количество боевых вылетов было у сержантов Б.В.Кокова (45) и П.С.Шапкарина (43). Кроме летчиков, перечисленных выше, полеты на УТ-1б выполняли командир полка к-н М.И.Ахапкин, его заместитель ст. л-т В.А.Горячев и с-т Б.Т.Акулов.
30.06.42 г. полк получил приказ командующего ВВС ЧФ из оставшихся У-2б и УТ-1б сформировать эскадрилью, которая должна была продолжить боевую работу, а освободившимся летчикам и штабу полка убыть на "большую землю". В ночь на 01.07.42 г. штаб и летный состав прибыли в г. Краснодар. Там летчиков распределили по полкам ВВС ЧФ, а штаб полка убыл в г. Саранск на переформирование. Принято писать, что:
«В Севастополе, в числе других, на трех исправных УТ-1б остались командир полка Ахапкин, сержанты Бурдыгин и Шапкарин, которые выполняли полеты до последних часов обороны Севастополя. Когда из этих самолетов в строю остался только один, Шапкарин попытался перегнать эту машину на Кавказ, взяв с собой на борт адъютанта эскадрильи А.Т.Гривцова. Для этого летчик прорубил в гаргроте самолета отверстие для импровизированной кабины. В историческом журнале 23 ап, составленном после войны, записано, что мотор этого самолета, трижды выработавший свой ресурс, отказал над морем».
Фамилий, по факту, гораздо больше.
Пропавшими без вести 3-го июля 1942 года (наша, севастопольская «традиционная» дата) числятся: сержант П.С.Шапкарин, капитан Ахапкин М.И., мл. л-т Гривцов (3-я аэ), лейтенант Манжос В.К. (2 аэ), сержант Нефедов П.С. (1 аэ), капитан А.В.Свешников, командир 3-й а эст. Л-т Тихонов, сержант Хрулев (1-я аэ), и, кроме того, еще 23 человека летно-технического персонала.