Статья ниже была написана 2 года назад, когда дочка Таня была в 4 классе. Сегодня она уже в 6-м.
В этом году впервые школьную программу на Академический зачёт Таня выучила сама, по нотам, без программы Софт Моцарт. Я, как обычно, набрала новые произведения для разучивания по программе, но когда предложила ей поиграть, дочь сказала: "В Софт Моцарт не видно, какие пальцы играть. Если для разучивания этюдов ещё можно поиграть, то для того, чтобы учить полифонию, лучше сразу видеть их (пальцы), чтобы сразу учить так, как написано. Потом, в программе я не вижу где начинается и заканчивается фраза, до какой ноты делать крещендо и диминуэндо. Не вижу, где повторы и из каких частей состоит произведение".
!!! я растопырила глаза и... возразить было нечего, раз эта голова уже мыслит такими категориями - флаг в руки и полный вперёд!
Что сказать, я очень рада! Вот мы и в той точке, ради которой всё было. Уровень сложности программы, которую нам дала нынче педагог Звоненко Е.А, совершенно соответствовал развитию навыка чтения нот дочери, сравнялся, поэтому и программа стала не нужна для разбора текста и соединения 2-мя руками (самое сложное). Абстрактное мышление, как и обещано было сформировалось к 5-6 классу + базовые навыки по развитию ЧСЛ с 5-ти лет с программой Софт Моцарт, + развитие координации (гаммы, упражнения) по планам Академии #softmozart 4 года, более-менее регулярные занятия - всё это и позволило безболезненно, самостоятельно нынче ей самой разобраться с текстом.
Самостоятельная сделанная работа всегда в цене, поэтому и с мотивацией всё в порядке стало, даже без программы. А когда Таня с Еленой Анатольевной начали работать над звуком и красотой, то от фортепиано было её сложно отогнать, то и дело она "терзала" свои произведения между выполнением Д.З по математике и русскому, чтению и истории. Уф! Всё было не зря, всё было правильно!
ИТАК, КАК?
1. Получив ноты новых произведений, моя Таня на вопрос: "Ты сможешь?" первый раз за всё время обучения на фортепиано, уверенно ответила: "Смогу!" Честно говоря, нынче я сама боялась больше, чем когда-либо. Но раз дочь с таким прицелом стартанула, мне осталось только наблюдать. И надо сказать, я впервые "выдохнула", потому что программу к Академическому зачету Таня в этот раз учила с первых же разобранных нот, движимая какой-то своей внутренней мотивацией, а не извне (учителя или моей).
Программа на Академический зачёт 4 класс Хорового отделения:
- И.С.Бах Маленькая прелюдия До мажор
- Этюд Г. Беренс
2. Набираю ноты в MuseScore и с помощью конвертера Софт Моцарт, преобразую файлы в лмз и вставляю в программу.
3. Знакомимся с новой пьесой на 3-ей презентации. Т.е. горизонтальный нотный стан с картинками в нотах. Почему не на 5-ой или 6-ой? ("взрослые" черно-белые нотки). На это есть несколько причин:
1) ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ И ЭНЕРГИИ.
Новые пьесы обычно даются "на вырост", они сложнее по тексту, по координации, по технике, чем те, которые мы играли ранее. Для того, чтобы "не испугаться" этих новых задач, нужно зрительно "разгрузить" нотный текст. Картинки в кружочках позволяют мгновенно распознавать ноту и не тратить время и энергию на высчитывание линеек и нот. Экономия времени и энергии делает процесс разбора нотного текста более быстрым и эффективным.
2) ТАЙМЕР ВРЕМЕНИ И ОШИБОК. ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
Благодаря наличию таймера, моя Таня вцепилась в этот новый нотный текст, и не отпустила его, пока не добилась, чтобы количество ошибок и время проигрывания было минимальным. Войдя в азарт, подбадриваемая своим внутренним перфекционизмом (это есть во всех), она в течение недели, изо дня в день, утром, в обед и вечером пыталась "усовершенствовать себя и свои навыки".
ТОЧНЫЕ ЦИФРЫ (кто бы мог подумать! ) - творят чудеса! Их никто не оспорит, не обесценит, они отражают объективные и реальные достижения, они - железныt! Видеть в цифрах, как развиваются и улучшаются твои навыки позавчера- вчера-сегодня, это дорогого стоит! Это дает ощущение того, что ты можешь изменить, переиграть всё в этой жизни своими руками и своей головой! ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ на начальном этапе разбора текста увеличивает внимание ученика и мотивацию в разы!!!
3) ВНИМАНИЕ СНАЧАЛА РАБОТАЕТ В ШИРИНУ, А ПОТОМ В ГЛУБИНУ
Уже за несколько проигрываний ребенок начинает слышать произведение в целом. А это очень важно, ученик должен понимать границы новых задач, что это не так уж трудно и невозможно, как казалось со стороны, (когда учитель играл за ф-но эту пьесу), что "края" у нового произведения есть, и есть форма. Осознать это всё можно только в том случае, если каждая нота проиграна, прочувствована через пальцы учеником САМИМ. Это важная характеристика нашего внимания: сначала оно работает вширь, а лишь потом вглубь. Сначала осознание общего, а потом работа над частностями. Сначала форма в целом, а потом отдельные части, предложения, фразы и мотивы.
4) СОЕДИНИТЬ ДВУМЯ РУКАМИ
Как правило, если вы попросите ученика 4-5 класса сыграть отдельно правую или левую руку, у него не возникнет каких-либо серьезных проблем при чтении нот в традиционном формате (справедливости ради надо заметить, что в Басовом ключе ученики все же хуже ориентируются, т. К. Он используется только на уроках ф-но). Можно сколько угодно "вылизывать" игру отдельно каждой рукой: пальцы, штрихи, динамика, фразировка и т.д. Но как только приходит пора соединять 2-мя руками.... Начинается треш! Всё валится на глазах, потому что внимание не справляется с этой многозадачностью. Ведь научиться отлично "кататься на роликах по асфальту" и отлично "кататься на коньках по льду", не значит, что Вы теперь отлично можете "кататься на роликах по льду", как-то так ))) Сложить быстро воедино разные движения пальцев в 2-х руках, осознать и освоить эти новые координационные движения...в этот момент программа Софт Моцарт просто неоценима!
5) АППЛИКАТУРА:
Точно так же как мы, взрослые музыканты, при знакомстве с новым произведением сначала много-много раз проигрываем его, по ходу с каждым разом подбирая удобную аппликатуру, точно так же ребенок, играя на 3-ей презентации в Gentle piano (модуль для игры по нотам в программе Софт Моцарт), подбирает более удобную аппликатуру для его руки, рука сама приспосабливается к более экономным и удобным движениям. В этот момент приспособления к нотному тексту "я молчу в тряпочку", когда вижу, что пальцы у дочки играют очень интересные и поначалу совсем "не те", что прописаны в нотах редактора. Самое удивительное, когда внимание полностью сфокусировано на зрительных задачах, рука ученика не запоминает и не фиксирует в сознании игру определенными пальцами, каждый раз играя новый вариант. Поэтому когда придет время обратить внимание на аппликатуру, нет проблемы "не правильно заученных пальцев". Тем более, что к 20-му и 30-му разу проигрывания пьесы пальцы у ученика, в целом, подбираются как раз те, которые "правильные", остается немного скорректировать их в некоторых "неудобных местах". ("Правильные" пальцы подбираются с опорой на упражнения и гаммы, которые были сыграны учеником до того и доведены до режима автопилота).
6) + РЕЧЬ:
Какие ещё бонусы даёт картинка, помещенная в ноту ? И это очень важно!!! Картинки дают возможность подключить к игре речь. Играя по нотам с картинками, ученик может петь ноты на сольфеджио. Подключаются мышцы гортани, а значит, развивается слух, развивается музыкальная память. Ученик быстрее запоминает произведение наизусть, опираясь на речевую память.
Может показаться, что этот период (разучивание по нотам с картинками) длится долго, но это не так. Пока в классе с педагогом ваш ребенок играет отдельные части произведения, отдельно каждой рукой, "напитывается" информацией о характере, вдохновляется игрой мастера, вы дома неуклонно двигаетесь к цели - прочно, основательно и САМОСТОЯТЕЛЬНО проученный, пропетый, освоенный текст. Эти 2 фронта не противоречат друг другу, они взаимодополняют общую картину. Элементы услышанного и усвоенного на уроке ученик начинает вносить в свою игру по программе: где-то штрихи, где-то пальцы, характер, звуковедение.
3. УСЛОЖНЯЕМ ЗРИТЕЛЬНУЮ ЗАДАЧУ ДЛЯ ИГРЫ 2-МЯ РУКАМИ
В момент приемлемых цифр на таймере (время в 2 раза меньше правильно сыгранных нот, т.е. когда ребенок играет 2 ноты в одну секунду) можно начать усложнять зрительную задачу на 4,5 и 6 презентациях.
4. РАБОТА НАД ЧАСТНОСТЯМИ, ШЛИФОВКА.
Вот в этот самый момент нужно передать ученика в руки школьного учителя по фортепиано, доверяя ему во всем. Направить внимание ученика (ребенка) на частности: аппликатура, штрихи, фразировка, характер, полностью пересадив его за работу по бумажным нотам. Собственно говоря, и пересаживать-то не нужно! Когда дочка начинает работать над частностями с педагогом на уроке, ей уже неинтересно работать над произведением по программе, она мне так и говорит: "я не вижу здесь где легато, где стаккато, какие пальцы играть, всё, о чем говорили с учителем в классе в программе не видно. Её внимание "созрело" для работы над чем-то большим, чем "ноты", сейчас она начинает работать над звуком и программа ей уже мешает. Потому что, программа Софт Моцарт не предназначена для работы над звуком, в этом может помочь только учитель и никто больше. Красоту и звучание невозможно измерить в цифрах. Извлекать "божественные" звуки и получать эстетическое удовольствие от тембральных красок, на которое способно фортепиано, может научить только живой учитель, мастер, наставник. Лишь изредка в начале наших домашних занятий я прошу, чтобы Таня 1 раз сыграла по программе, пропела играемые ноты на сольфеджио, освежила в памяти точную звуковысотную картину.
5. ПОМОЩЬ В ВЫУЧИВАНИИ НАИЗУСТЬ.
Программа может помочь в выучивании наизусть (есть функция "спрятать ноты"), в проучивании сложных мест (есть функция "вырезать определенный отрывок"), но это уже по заданию учителя.
6. ПРОГРАММА – НАДЁЖНЫЙ РЕПЕТИТОР И КОНТРОЛЁР.
Программа полностью контролирует правильность играемого текста, точность выдерживания всех длинных нот и пауз. Поэтому, бывает полезно время от времени уже на 5-ой или 6-ой и даже на 3-ей презентации проигрывать выученную пьесу, пропеть нотами, чтобы нотный текст "не замылился" в сознании.
7. НЕ ПУТАТЬ РОЛИ: МАМА-ПЕДАГОГ.
Если у Вас есть эта программа дома, сделать это не так сложно. Особенно, если сфокусироваться на ПРАВИЛЬНО СЫГРАННЫХ НОТАХ (заметьте, именно их считает программа), а не на ОШИБКАХ. Сосредоточиться на достоинствах, а не на недостатках. Задача родителя - видеть, слышать, замечать этот прогресс и радоваться ему вместе со своим ребёнком. Т. Е быть всегда " в теме". Особенно ценно, если Ваш ребенок научится САМ работать с программой и усложнять себе задачи. Но и снимать с себя ответственность, отпускать все " на самотек" тоже не надо. Нужно понимать, что урок фортепиано - это практическая база всего того, что дается в музыкальной школе. К сожалению, реальность такова, что на эту практическую базу на Хоровом отделении отведено 40 минут в неделю, на фортепианном не намного больше - 40 минут 2 раза в неделю. Сравните: в общеобразовательной школе читать детей учат каждый день, 5 дней на 5-ти дневной учебной неделе, и домашнее задание вы можете проконтролировать, т.к. сами являетесь носителями языка.
Не надо обманываться: за 40 минут в неделю никто Вашего ребенка не научит читать по нотам двумя руками, тем более, когда перед учителем стоит задача: 2 пьесы наизусть в конце полугодия, красивым звуком, правильными пальцами, штрихами, руками... Развитие навыка чтения нот может растянуться на многие и многие годы. Выдержит Ваш ребенок такой черепаший темп? Не осознает ли однажды в 5-м классе, что это всё может быть "не для него" и он теряет время?
Я призываю не перекладывать друг другу на плечи обязанности и роли, а развивать наших детей в тандеме, не только в 1-м и 2-м классе, но и в 3-ем и в 4-м и в 5, 6, 7 и 8! У нас не так много времени, на самом деле!
Домашние занятия с программой Софт Моцарт и учитель в школе - это оптимальный вариант для организации эффективной работы вашего ребенка. Смотрите, эффективной, это не значит, что так работать нужно для того, чтобы подготовить к профессиональной деятельности в дальнейшем. И в то же время, работая так, не нужно возлагать надежды, рассчитывать на профессиональные успехи, на какую-то быть может, реализацию себя через своего ребенка или ученика. Это не родителям решать: ни мама, ни папа, ни учитель не должны делать выбор профессии за ребенка. Единственная моя цель - это привить любовь к музыке, научить дочь получать удовлетворение от того, что она делает, иногда легко, иногда не очень легко, но главное - С РАДОСТЬЮ. Ну и как итог вложений времени, денег и энергии - свидетельство об окончании школы. Эффективная работа Вашего ребенка - это тот минимум, который позволит ему закончить музыкальную школу, ни больше, не меньше! Всё в Ваших и в наших руках!
разучивание этюда Г.Беренса на 3 презентации https://youtu.be/ydtc4jpqsv0
Игра наизусть https://youtu.be/M3-pk8pvs6w
разучивание И.С.Бах прелюдия - https://youtu.be/mjVIMJoW0h
игра наизусть - https://youtu.be/JYvehWjS6fU
Надеюсь, моя статья была полезна для родителей, которые хотят помочь своему ребенку учиться в музыкальной школе, а так же для педагогов, которые хотят освоить новую методику обучения игре на фортепиано и использовать интерактивную программу Soft Mozart и Метод Х.Хайнер как эффективный инструмент для развития всех своих учеников!
По вопросам сертификации и обучения обращайтесь сюда: gubo4kina.lenak@yandex.ru - всем отвечу!