На канале Вагант уже неоднократно публиковались статьи о фильмах про шофёров, потому что фильмы о людях этой профессии были популярны среди советских зрителей.
Сегодня мы будем смотреть фильм одного из самых именитых советских режиссёров Иосифа Хейфица. Картина "Дело Румянцева" вышла на экраны кинотеатров весной 1956 года.
Жанр детектива в конце 50-х годов становится популярным в СССР. В том же году, помимо "Дела Румянцева", в прокат вышел детектив Анатолия Рыбакова "Дело №306". Оба фильма вошли в пятёрку лидеров проката среди отечественных фильмов в 1956 году.
Я, кстати, не исключаю, что фильм "Дело Румянцева" был вообще самым первым советским детективом вышедшим на экраны. В различных источниках указывается, что премьера этой картины состоялась в марте 1956 года.
Жанр фильма
Между киноведами нет единства по поводу жанра этого фильма. На сайте кино_театр.ру пишут, что это криминал и драма, а в Вики фильм атрибутируют как детектив и мелодрама.
Не могу полностью примкнуть ни к тому, ни к другому мнению. По мне так это детектив и драма, или детектив и социальная драма.
Почему детектив
Первый детективный блин совсем не вышел комом. Несомненно есть к чему придраться, несомненно есть нестыковки или просто недоговорённости. Сюжет отражает реалии своего времени, но это скорее плюс чем минус.
В фильме "Дело Румянцева" идёт расследование преступления, хотя зрители с самого начала знают преступников, а сотрудники угрозыска не знают. Хотя иногда создаётся впечатление, что они тоже кое о чём осведомлены, но зрители, к сожалению, остаются в неведении о чём именно.
По этой причине у некоторых зрителей, таких как я, возникает недопонимание некоторых ключевых моментов в расследовании преступления.
К чему можно придраться
Несколько моментов в фильме остались для меня непонятны.
1. Каким образом и почему был арестован Саша Румянцев (Алексей Баталов)? Сначала зрителям показывают, как он застрял с проколотой шиной посреди дороги, а уже в следующей сцене его допрашивает капитан угрозыска и обвиняет щофёра-дальнорейсовика в преступлении.
2. Почему такое внимание уделено показаниям Снегирёва (Евгений Леонов)? Что может доказать тот факт, что он проезжал мимо и отказался вернуться в гараж, чтобы вызвать аварийную службу?
3. Да и возня вокруг потерянного, но так и не найденного шила, тоже показалась мне какой-то искусственной.
А что в плюсе
На первый план фильма "Дело Румянцева" выходят взаимоотношения людей. Например, стандартный приём с добрым и злым следователями. Злому следователю не удалось ничего прояснить, а добрый следователь быстренько распутал дело.
Создатели фильма показывают нам положительных героев в лице большинства сотрудников автобазы, и отрицательных героев в лице расхитителей социалистической собственности. А ещё равнодушных в лице четы Снегирёвых.
Всё разложено по полочкам: хорошие, плохи и равнодушные. Зрителям остаётся только наблюдать за процессом разоблачения плохих и равнодушных.
С такими актёрами любой фильм обречён на успех
Часто так бывало в советских фильмах, что отрицательные персонажи выглядели более выразительно чем положительные. По этой причине даже случались недопуски фильмов к прокату. Подобная история произошла с фильмом того же Иосифа Хейфица "Моя Родина".
В фильме Дело Румянцева" на высоте оказались и те, и другие.
Среди исполнителей отрицательных ролей особо хочется отметить Евгения Леонова в роли шофёра автобазы Михаила Снегирёва, а также Николая Крючкова в роли начальника эксплуатации Королькова.
Среди положительных героев мне больше всего понравились Алексей Баталов в роли Саши Румянцева и Геннадий Юхтин в роли Паши Евдокимова.
Кто такие шофёры-дальнорейсовики
Если перевести это словосочетание на современный русский язык, то фильм "Дело Румянцева" о водителях-дальнобойщиках.
Лингвистических исследований я не проводил, поэтому не знаю, когда дальнорейсовиков переименовали в дальнобойщиков, но в фильме "Дело Румянцева" главный герой говорит: "Мы шофёры-дальнорейсовики".
А вы знаете ещё какой-нибудь советский фильм или художественное произведение, в которых шофёров называют дальнорейсовиками?