Найти тему
Андрей Имберг

ГЛАВА 84 (Из серии "Хроники старого меломана ")

ГЛАВА 84 (Из серии "Хроники старого меломана ")

Современный герой гитары.
Современный герой гитары.

Данную главу я хотел бы посвятить современным рок-гитаристам. Не всем ,конечно, но тем, кто, на мой взгляд, заслуживает того,чтобы о них вообще упоминали. Скажу честно, что я с большим предубеждением отношусь к музыкантам современной гитарной школы , хотя не стану спорить о том, что в гитарной технике они достигли заоблачных высот, но вот как в смысле самой музыки и композиторского таланта? Ещё в 90-ых годах мне приходилось читать интервью Валерия Гаины (это гитарист группы "Круиз," для тех, кто не в теме) о том ,что он думает по поводу того, как однажды Ричи Блэкмор сказал, что сегодня в оценке гитаристов руководствуются прежде всего тем, кто быстрее перебирает пальцами по грифу. На что Валерий Гаина ответил: " Блэкмор говорит так прежде всего ,потому, что завидует. К сожалению наши многочисленные поклонники рока уверены, что он сегодня такой же, как и в 70-ые годы, а тем временем его место в музыке изменилось, т. к сейчас многие музыканты играют не просто быстрее, они лучше понимают гитару чем Ричи . После 83-84-ого годов Блэкмор утратил представление о том, что значит играть на гитаре. Я слышал концерт "DeepPurple " в Италии и, поверьте, ничего хуже припомнить не смогу. Мне кажется, что группа дискредитирует своё громкое имя . А тем временем на Западе они даже более популярные сейчас чем в 70-ые, когда они действительно играли . "Дип.Перпл" образца 90-ых деградировал до попса, массовой музыки. Так,что мы имеем дело с двумя совершенно разными группами ,и сравнивать их - это все равно ,что сравнивать "Круиз" с " Ласковым Маем"- образчиком массового искусства в худшем смысле этого слова. Боюсь, что "Дип.Перпл" угрожает та же участь. Без ложной скромности про себя скажу, что я многого достиг и имею свой, надеюсь, индивидуальный, стиль игры, который формирует меня, как музыканта, личность, человека .Его специфика определяется постоянным поиском нового и зависит даже от марки моей гитары. Я считаю, что гитара должна быть превыше всего".

Что тут сказать ? В отсутствии скромности Гаину действительно не обвинишь. Но, не слишком ли он высокого мнения о себе любимом? Оставляю это на суд читателей.

Для своего обзора я выбрал двух гитаристов, которые, на мой взгляд, представляют наибольший интерес ,как представителей новой гитарной школы (при этом скажу честно, что многие гитаристы ,начиная с Ингви Мальмстина ( от которого я, как и многие другие, просто обалдел ,прослушав альбом "Rising Force" и "Trilogy" ) в то время произвели на меня сильное впечатление, однако всё дальнейшее их творчество неизменно разочаровывало меня ,как своей удручающей однообразностью, так и скудностью новых музыкальных идей. Предвосхищаю вопросы знатоков гитарной музыки, что эти гитаристы начали свою карьеру ещё в 80-ые и с тех пор на музыкальном горизонте появились другие имена, но, поверьте мне, это мало что меняет. Я никогда не соглашусь с тем, что современные гитаристы ( для которых, между прочим, в качестве примера служили гитаристы старой школы) превосходят "стариков" по пониманию МУЗЫКИ, которая, как известно, не заключается в техничности и скорости.

Итак , JOE SATRIANI ,на мой взгляд, лучший из этой пары ( а может и лучший вообще) :

-2

В техническом отношении Джо Сатриани нет равных: ещё бы- свою профессиональную карьеру он начал сразу с преподавательской деятельности ! Но Сатриани- виртуоз гитары и в более общем смысле: он умеет заставить инструмент почти человеческим языком рассказывать историю, каждая из которых имеет научно-фантастическую подоплеку.

Первым учеником маэстро был СТИВ ВАЙ .Позже, уже перебравшись из штата Нью-Йорк в Калифорнию Сатриани- открыл там целый инкубатор гитарных гениев: КИРК ХЭММЕТТ (Metallica) ,ЛАРРИ ЛАЛОНД (Primus) ,джазмен ЧАРЛИ ХАНТЕР в числе прочих прошли через его класс ! Сольную карьеру сам преподаватель начал не слишком уверенно , но Вай, едва попав в группу Дэвида Ли Рота , тут же разнёс по миру весть о безвестном виртуозе...

Не станем и далее пересказывать историю ,многим уже известную. Дебютный альбом "Not Of This Eart" (1986) был по достоинству оценен лишь гитарным сообществом, а вот второй полноформатный релиз, вышедший год спустя ("Surfing Whit The Allen") заставил всех говорить о Сатриани как об одном из лучших гитаристов мира.. Существует авторитетное мнение, что лучший альбом Сатриани- третий ,"Flying ln A Blue Dream" (1989) .К 1992- ому году, когда вышел "The Extremist" в представлениях о творчестве Джо Сатриани стали складываться стереотипы .

-3

В середине 90-ых в карьере виртуоза наступил кризис ,который Джо быстро преодолел ,выпустив седьмой альбом " Crustal Planet" (1998) .Когда вышел "Professor Satchafunkilus And The Musterion Of Rock"(2008), наш герой в своей среде уже считался едва ли не божеством .Вслушайтесь в "Revelation" : вот он ,божественный дар гения-сдерживая порывы души ,взмывать к вершинам экспрессии! Казалось бы несовместимые вещи -лаконичность и усложненность ,простоту и всеобъемлющую грандиозность -воплотил в себе "Black Swans And Wormhole Wizards" (2010) .Вновь прослушивая все эти вещи ,понимаешь: величие Сатриани- -не в технической оснащённости ,а в какой-то своей ,особой "науке "которая фантастические сюжеты композиций -всего лишь средствами гитарного звука -переводит в новое измерение, складывая отдельные эпизоды в цельное космическое путешествие, у которого нет ни конца ,ни начала.

STEVE VAI(6.06.1960 США)

В одном из интервью, которое дал Ричи Блэкмор в 80-ых на вопрос,кого он считает лучшим гитаристом,он ответил: ",По-моему сейчас лидирует Стив Вэй.".
В одном из интервью, которое дал Ричи Блэкмор в 80-ых на вопрос,кого он считает лучшим гитаристом,он ответил: ",По-моему сейчас лидирует Стив Вэй.".

Первые свои гитарные уроки ему преподал, как уже говорилось выше, гитарист-виртуоз Джо Сатриани, под влиянием которого в большей степени и сформировался индивидуальный гитарный стиль Вэя. Закончив музыкальный колледж в Беркли он переехал в Лос-Анджелес где и познакомился с известным мультиинструменталистом Фрэнком Заппой, который и пригласил его в свою группу .Случилось это в 1979-ом году, когда Вэю было всего 18 лет .В 1984-ом году Вэй создал свою собственную студию и начал экспериментировать с различными музыкальными стилями, от джаза до классики. Выпустив в том же году свой первый альбом "Flex-Able" (в котором ,как впрочем, и во всех последующих, чувствуется сильное влияние Заппы) в1985-ом году он перешёл в группу "Аlcatrazz" ,заменив там шведского гитарреро Ингви Мальмстина .Затем он работал в группе Дэвида Ли Рота ,и, наконец, "Whitesnake "(альбом Slip of Tongue 1989). В 1990-ом году Стив Вэй записал свой лучший сольный альбом "Passion And Warfare" в котором можно услышать целый букет музыкальных стилей -джаз, рок, фанк, металл и классика- и всё блестяще исполнено! Наверное и по сегодняшний день этот альбом является лучшим в его дискографии .Недаром в своё время он занял 18-ое место в чартах журнала "Billboard" и получил "золото".

Гитарный герой 90-ых.
Гитарный герой 90-ых.

Конечно можно назвать и других героев гитары 80-90-ых годов,таких, как Vinnie Moore, David T. Chastain, Tony Macalpine и ряд других более или менее известных гитаристов, но в целом они уступают вышеназванной парочке, если не в гитарной технике, то в композиторском искусстве. Если у вас есть иное мнение -пишите в комментариях. Я же могу сказать только одно- я ни за что не променяю гитарных героев 60- 70-ых на гитарных героев 90-2000-ых даже рискуя прослыть при этом полным невежей. До новых встреч на страницах "Хроник".

Винни Мур-герой гитары 80-ых.
Винни Мур-герой гитары 80-ых.
Ещё один гитарный герой 80-90-ых.
Ещё один гитарный герой 80-90-ых.