Найти тему
Sizif8

Заметки о войнах будущего (3)

- Ну, что же, давай по порядку расскажу о причинах использования ИИ. Первое, он прекрасно определяет оптимальный состав подразделений/войск на отдельном участке фронта под конкретные задачи. Специальный программный интерфейс с очень гибким функционалом позволяет столько параметров ввести и учесть, что тебе и не снилось. В зависимости от происходящего на поле боя автоматика сама вызывать огонь артиллерии в проблемные для армии квадраты. Мотаешь на ус? – спросил он меня.

- А как же, всегда нравилось учиться. – ответил я.

- Вот как я к тебе попал? Был на откомандирован на передний край, где поляки-наёмники в очередной раз хотели проломить нашу стационарную оборону. У нас на ней под управление ИИ отданы автоматические пушки и турели, которые при улавливании малейшего движения палят в его источник. Правда, при необходимости операторы перехватывают управление или подтверждают/отменяют поражение цели.

Есть у меня подозрение, что наши противники на задворках цивилизации получили что-то реально мощное, как у и нас. Танки или иную бронированную технику под искусственным интеллектом. Представь себе нашу линию обороны в виде окопов, ДОТов, к которой невозможно скрытно подобраться. Чуть зазевался - и готов. Вот они и пошли в лоб, правда где-то перегрузили нашу систему, мне и прилетело. Кстати, мы под прикрытием роботов-таранов берём под контроль помещения внутри зданий или каких-либо подземных комплексов. Сидит оно, бородатое и чумазое, поливает огнём из узкой бойницы проход, ничего сделать нельзя, зато тараны хорошо работают. Есть у них возможность прям в эту щель закинуть реактивный снаряд и вывести из строя пулемёт или его хозяина.

- Это же наверняка не всё, что появится у нас в арсеналах в будущем.

- Нет, не всё, слушай ещё один пункт. Это вообще жесть.

Роевые технологии. Приведу пример. Куча дронов летит на сложную цель. Часть из них открывает огонь на поражение, часть - на защиту (от беспилотников и ракет противника). Ещё одна часть выполняет разные задачи, вплоть до скрытного проникновения на объект и получения доступа ко внутренней информационной сети врага. Даже можно ставить мины для проведения диверсии в чётко заданное время. Страшное дело. Видел, как по заминированному полю пошла интернациональная бригада из отбросов общества, выползли из своей норы, куда шли - не понятно. Идут себе, идут, жизни радуются, что налёт пережили. Правда, заряды хитро были поставлены, считывали колебания почвы, вызываемые ходьбой людской оравы. Когда они зашли на поле целиком, бахнуло всё разом, никто не ушёл.

- Мда… - только и смог пробормотать я. – От таких разговоров у меня что-то кусок в горло не лезет. Как представлю, что совсем сторон противник может атаковать, так не по себе становится. Нас в армии обстреливали, страшно. А тут тебе в зад прилететь может сверху, сбоку, спереди, даже из-под земли и пикнуть не успеешь…

- Ничего, давай чуть передохнём. Чуть попозже расскажу, как от такого защититься можно.

Некоторое время мы молча смотрели в огонь. То я, то мой друг подбрасывали тонкие сухие веточки на угли.

- Ладно, давай на сегодня заканчивать. – сказал Старос, только ещё про кое-что расскажу чуть.

Все военные ИИ жёстко оптимизируют расход ресурсов за счёт мощной системы наводки, баллистических калькуляторов и выбора нужного типа снаряда, а также тактики и взаимодействия групп войск. Нам много чего рассказывали, пока готовили к военному делу. Сейчас, в этом времени, только представители элитной части армии знают, что такое синус или косинус, или как определить координаты противника по направлению на него относительно сторон света и расстоянию от своего местоположения. У нас этой задачей все справляются почти на уровне спинного мозга, когда есть необходимость. Раньше как было? Наблюдатель замечает скрытно передвигающуюся группу противника и после этого начинает измерять направление/расстояние/координаты. Потом передаёт данные «наверх», ждёт ответа... В будущем вся такая цепочка проходит в автоматическом режиме. Насколько мне известно из истории военного дела, у вас в некоторых западных армиях, постоянно воюющих в странах третьего мира, цепочка «обнаружение цели - подтверждение - вызов огня» сокращена до минимума. Не слыхал?

- Нет, как-то не задумывался об этом… Кстати, я так и не понял, как все эти ИИ устроены. В общих чертах расскажешь?

- Да запросто. Представь, у тебя есть то, что называется нейроном. В реальности это может быть обычный датчик с несколькими входами. В зависимости от совокупности сигналов на входе он выдаёт ровно один сигнал на выходе. Это понятно?

- Да, предельно просто.

- Теперь дальше поехали. Пусть у тебя будет таких датчиков тысяча. Значит, на выходе ты имеешь тысячу сигналов. Верно?

- Да.

- Дальше нужно разбить тысячу сигналов, например, по десять штук и подать на вход других датчиков, которые как раз под десять сигналов обрабатывают сразу и выдают только один в зависимости от того, что было подано им на вход. Вот, у тебя уже получается второй уровень, в котором у тебя есть сто сигналов. Потом повторяешь всё снова.

- Это же получается дискретная машина, которая получила 10 тысяч сигналов, а выдала десять разных на самом последнем датчике?

- Всё верно, схватываешь сразу и точно. Каждый из десяти сигналов тебе о чём-то говорит. Чтобы совсем понятно было, представь, что первый слой датчиков – это измерители атмосферного давления, влажности, температуры, скорости ветра и т.д., раскиданные по некоторой области. И в конце ты можешь судить о том, какая погода на территории по шкале от 1 до 10.

- И то же самое можно сделать на уровне программ? Взял данные, присвоил их переменным, получил новые значения переменных и так далее?

- Ага, и на выходе получаешь ответ, кто изображён на картинке. Только нужно правильно откалибровать ИИ по эталонным данным, а дальше он сам пойдёт накапливать знания.

Я уже было хотел сказать «блин» через «ять», но смолчал, когда в голову пришла страшная мысль. Это ведь получается, что системы ИИ, раз за разом управляющие техникой на поле боя, конечном итоге постоянно будут приобретать опыт и сохранять его. В отличие от человека они не забудут его или не пренебрегут какой-то мелочью. Не будет так, что у системы «дрогнет рука», как у некоторых снайперов, видящих своих жертв через прицел оптической винтовки.

- По твоему взгляду я вижу, что ты понял, какие вещи может творить система, у которой «за плечами» опыт тысяч сражений, разобранный до отдельного бита информации и бережно хранимый её верными слугами.

Я в ответ только кивнул…

- Знаешь, Старос, мне идти нужно, лучше на этом закончим. Надо прийти в себя, да и куча дел есть.

Перед уходом я ещё раз проверил ноут, соединение интернетом, доступ к которому мы получили с помощью модема, и уехал домой. Кстати, очень удивило, как армеец из будущего впитывал информацию, его уточняющие вопросы несколько раз поставили меня в тупик.