Николай: Меня не перестают удивлять ученицы, которые сами не прикладывают должных усилий в изучении иностранных языков, занимаются редко и мало, но в своих неудачах винят исключительно репетитора…
Анна: Таких сколько угодно, на самом деле…
Николай: Они считают, что если они занимаются долго, то и результат должен быть высоким. Им даже не приходит в голову, что не от этого зависит сформированность речевых навыков, а от частоты и продолжительности занятий на неделе и степени проработки каждой темы, каждого умения самим учеником.
Анна: Про пословицу «Без труда не выловишь рыбку из пруда» забыли, наверное… Кстати, ты кого имеешь ввиду из учениц?
Николай: Я имею ввиду даже не одну ученицу, а целый ряд учениц. Например, Наталья Д, она высказала претензию, что уже 2 года занимается, а нет беглости речи. О какой беглости речи она говорит, если не занимается самостоятельно вне урока вообще, не делает домашних заданий?
Анна: Почему не делает?
Николай: Я думаю, что не хватает мотивации. В свое время я задавал, она делала в последний момент и все не успевала. Как ты сама понимаешь, о качестве проработки материала тут речи не шло. Поэтому предложила заниматься 3 раза в неделю по часу вместо двух раз, но вообще не задавать ей домашнее задание. Просто есть люди, которым нравится иностранный язык, они и без всяких заданий и пожеланий сами много чего прорабатывают и у таких язык на хорошем уровне, а когда даже заданное учителем не делается, тогда и результаты соответствующие. Усилий одного только преподавателя недостаточно, есть вещи, которые придется делать самому ученику. Чтобы добиться значимых и желаемых результатов, нужно, чтобы иностранный язык стал частью повседневной жизни. Да хоть 10 лет она будет его «изучать» так, как она это делает, а толку все равно не будет.
Анна: Конечно, как этого можно не понимать?
Кстати, пользуясь случаем, приглашаю в мою группу «Претензии к работе преподавателя». Там собраны все публикации по теме в одном месте. Это по-настоящему занимательное и полезное чтиво:
https://vk.com/public204306153
https://ok.ru/group/59659442257938
https://t.me/education_formation
Николай: Легче репетитора обвинить, чем признаться в собственной лени и отсутствии мотивации. Это все равно, что какая-нибудь спортсменка будет сетовать на тренера, почему, мол, она не заняла первое место, ведь она ходила на тренировки... Можно ходить хоть сколько, важно выкладываться по полной, тренироваться по 8-12 часов в день, тогда и результат будет и то, нескоро. А такие ученицы как эта Наталья требуют результата просто от самого факта, что они занимались с репетитором. У нее плохая память, просто дырявая. А что она делает, чтобы не забывать устойчивые обороты, полезную лексику, спряжение глаголов и их управление? А ничего… Дома, в качестве домашнего задания нужно регулярно, к каждому занятию составлять собственные топики и диалоги, заучивать наизусть аутентичные диалоги и тексты, формулировать свои вопросы к прочитанному тексту или диалогу. Отвечать на эти вопросы. Письменно и устно.
Анна: Это классические задания, без этого не обойтись.
Николай: Она почему-то решила, что за 2 года у нее уже должен был сформироваться навык беглой речи… С чего она решила, что двух лет достаточно, если она диалоги и тексты не учила, сама никогда не составляла топики и диалоги, вообще самостоятельно, вне уроков не работала? Будущие преподаватели иностранного языка учат иностранный язык 15 лет (10 в школе и 5 в университете и это не считая различных курсов), опытные преподаватели вообще говорят, что язык учат всю жизнь, а эта решила, что 2 лет достаточно.
Анна: Чтобы получить результат, нужно хорошенько потрудиться. Чуда не бывает.
Николай: Вот именно. Все, что необходимо, репетитор делает, но и учащийся должен задавать себе вопрос: «а что лично я делаю для того, чтобы научиться свободно, достаточно бегло говорить?».
Анна: Вот именно…
Николай: Или вот другая ученица, которая бросила заниматься после того, как она не поняла, что говорили случайные прохожие-иностранцы. Не помню ее имени. Высказала мне претензию…
Анна: Во дает… Я понимаю, если бы иностранец лично с ней беседовал и она не смогла бы ничего понять, а он ее, вот тогда были бы вопросы к работе репетитора, но тут… странная ученица...
Николай: Всегда ли мы понимаем, например, тексты песен на родном языке? Не расслышали, или сказали не четко, или сленг, или специфическая лексика, вот и не понятно и это нормально. Единичный случай с прохожими это вообще не показатель.
Анна: Странная какая-то ученица.
Николай: Она прекратила заниматься, даже не подумав, что причина то не в преподавателе, а в ней самой. Это она не делала домашних заданий и занималась всего 2 раза в неделю по часу. В общем, через 2 года бросила.
Анна: Это вообще ни о чем, на какие результаты она рассчитывала?
Николай: Недавно бросила заниматься одна бабушка, Елена Н., осталась недовольна тем, что все быстро забывает, намекая на то, что это от того, что материал плохо и неправильно отрабатывался. Если я ее попрошу рассказать, что она делала вчера по порядку, в каждый час, она не сможет пересказать, потому что уже не помнит.
Анна: Человек вообще все очень быстро забывает, это правда.
Николай: Тем более иностранный язык. Я ей прямым текстом говорил, что на начальном этапе нужно заниматься чаще, вовремя закреплять пока еще сырой материал, заниматься чаще. Она отвечала, что у нее нет времени.
Анна: А сколько она занималась?
Николай: 3 раза в неделю по 45 минут.
Анна: Всего?
Николай: Да, я предлагал сделать хотя бы час, лучше полтора, отвечала, что устает, не захотела. Прямым текстом говорил, что очень важна самостоятельная работа, советовал делать домашнее задание уже через час после нашего урока, затем вечером и потом уже на следующий день, все хорошенько повторять и закреплять. Она же сначала делала половину, потом вообще перестала делать домашние задания, отвечала с раздражением, что на этого тоже нет времени.
Анна: То есть и с тобой отказалась как следует заниматься и самостоятельно не работала, и после этого удивляется, что не тот результат?
Николай: Именно так. Пожилым людям сложнее осваивать иностранный язык, особенно когда прежде эта бабушка не изучала других языков, а последний раз – в университете 40 лет тому назад. Память уже не та и как раз ей нужно было работать больше, чем остальным, она же свела работу к минимуму, а претензии к репетитору. При этом, благодаря моей методике и индивидуальному подходу удалось при таких условиях добиться впечатляющих результатов, мне-то есть с чем сравнивать, а им не с чем и остались недовольны.
Анна: В общем, неблагодарная работа у репетиторов.
Николай: Никому бы не советовал идти в учителя и репетиторы. И денег не заработаешь и нервы потрепят.
Вопрос к читателям: а что бы Вы ответили таким ученицам?