Найти тему
Mari.calmari

Психологические приемы во время Великой Отечественной Войны

В начале войны основная задача властей заключалась в укреплении боевого и психологического духа солдат, а также и в постоянном поддержании веры в победу. Не менее важно было достичь морально-психологического превосходства над противником.

В статье освещены приемы, которые использовали для информационного обеспечения в период военных действий.

В годы Великой Отечественной войны перед психологами встали новые и сложные задачи. В отрасли психологии развернулись научные работы оборонной тематики, связанные с проблемами противовоздушной маскировки, агитационных отрядов, полевой разведки, восстановления нарушенных психических функций.

Это связано в том числе и с тем, что в довоенное время не были достигнуты значительные успехи в этих областях.

В ходе Великой Отечественной войны приёмы психологического воздействия на противника применяли обе воюющие стороны.

В этой статье я хочу осветить некоторые психологические приемы, применявшиеся в военные годы. Часть из них не была широко освещена в научной литературе. В период 1941-1945 гг многое придумывалось «на ходу» и часто противник обладал бОльшими знаниями в этой области.

Вторая мировая война велась на всех фронтах, в том числе и на информационном фронте. И не менее важно было так же выиграть сражение на этом поле боя.

Работа в этом направлении началась уже в самом начале войны.

Радио.

Великая Отечественная война – это один из самых сложных периодов в истории отечественного радиовещания.

Радио выполняло одну из важнейших информационно-пропагандистских функций.

Оно стало мощным организатором, выполняющим военно-политические, социально-экономические и идеологические задачи и стало неотъемлемой частью жизни людей.

В годы войны радио стало неотъемлемой частью жизни людей. Радио обладало огромной моральной силой, поддерживало в тяжкие дни потерь и поражений и несло радостные вести в счастливые дни побед.

В 1920-х годах использование радио в СССР было жёстко регламентировано. Радиоприёмники подлежали обязательной регистрации в органах внутренних дел, а за их использование взималась абонентская плата. Эти условия пересмотрели только в 1962 году.

С началом Второй мировой войны стали прорабатываться возможные ограничительные меры. Одной из них было постановление Совнаркома СССР от 29 сентября 1939 года «Об узлах проволочного вещания, трансляционных радиоточках и радиоприемниках». В нем содержались указания о том, кто мог иметь радиоприемник, и устанавливалась обязательная регистрация всех устройств.

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 1939 г. N 1593

ОБ УЗЛАХ ПРОВОЛОЧНОГО ВЕЩАНИЯ, ТРАНСЛЯЦИОННЫХ

РАДИОТОЧКАХ И РАДИОПРИЕМНИКАХ

Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Установить, что устройство и эксплуатация узлов проволочного вещания допускаются с предварительного разрешения местных органов Наркомсвязи с соблюдением технических и регистрационных правил, издаваемых Наркомсвязи.

Радиоприемники и отводы (радиоточки) от них могут устанавливаться без предварительного разрешения, но с обязательной последующей регистрацией их в местных органах Наркомсвязи.

Получение предварительного разрешения от Народного Комиссариата Связи или его местных органов требуется для устройств и эксплоатации:

а) всех радиоустановок, используемых иностранными гражданами, учреждениями и предприятиями, находящимися в пределах Союза ССР;

б) радиоприемников и отводов (радиоточек) от них, устанавливаемых в пограничной полосе.

2. Возложить на местные органы Наркомсвязи:

а) регистрацию узлов проволочного вещания, выдачу разрешительных свидетельств на их устройство и эксплуатацию и технический контроль за состоянием станционного и линейного хозяйства на этих узлах;

б) регистрацию радиоприемников и отводов (радиоточек) от них и выдачу разрешений на пользование ими;

А в июне 1941 года вышло постановление Совнаркома СССР «О сдаче населением радиоприёмных и радио- передающих устройств». Всем гражданам необходимо было в пятидневный срок и до окончания войны сдать все радиоприёмники вплоть до простых детекторных.

За невыполнение требований постановления была введена уголовная ответственность.

Сдавшим приемники выдавались расписки, по которым можно было после войны получить их обратно.

«Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 25 июня 1941 г. № 1750 «О сдаче населением радиоприемных и радиопередающих устройств» Учитывая, что в связи с обстоятельствами военного времени радиоприемники и передатчики могут быть использованы вражескими элементами в целях, направленных во вред Советской власти, Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Обязать всех без исключения граждан, проживающих на территории СССР и имеющих у себя радиоприемники (ламповые, детекторные и радиолы), в пятидневный срок сдать их органам связи по месту жительства. Обязательной сдаче подлежат также радиопередающие устройства всех типов, как индивидуального, так и коллективного пользования».

Уже с июля 1941 года вводились новые правила прослушивания радиопередач для советских граждан: «Разрешить учреждениям, предприятиям, радиоузлам, клубам, Ленинским уголкам и другим общественным организациям использование радиоприёмных установок исключительно для коллективного слушания радиопередач в строго определённые часы».

Связано это было во многом с тем, что уже в 1941 году германская пропагандистская машина вела активную радиопропаганду. Вещание подопечных Йозефа Геббельса велось более чем на трёх десятках языков и охватывало все регионы, которые считались либо союзническими, либо вражескими. Таким образом, изъяв все приемники (те, что официально были ранее зарегистрированы), у правительства появился шанс снизить воздействие агитационных радиообращений на советский народ со сторон противника, а также дозировать информацию с передовой.

Еще одним приемом психологического воздействия на врага и одновременно поддержания бодрости и, по мере возможностей, позитивного духа на фронтах стали агиторяды (агитационные отряды).

В советскую военную историю эта структура вошла под названием управления специальной пропаганды — системы, созданной по указанию Иосифа Сталина для ведения идеологической, диверсионно-подрывной деятельности "среди войск и населения противника".

Очень подробно описывается в книге В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда», чем именно занимались в таких отрядах:

«Полковой агитатор наш, веселый, подвижной, всегда возбужденный Сенечка Лозовой, прямо с ног сбивается. Почти не появляется на берегу, только забежит на минутку в штаб радио послушать и опять назад…

Работает Сенечка действительно как дьявол. Инициативы и фантазии в нем столько, что не поймешь, где она у него, такого маленького и щупленького, помещается. Одно время все с трубой возился. Сделали ему мои саперы здоровенный рупор из жести, и он целыми днями через этот рупор, вместе с переводчиком, немцев агитировал. Немцы злились, стреляли по ним, а они трубу под мышку — и в другое место. Потом листовками увлекся и карикатурами на Гитлера. Совсем не плохо они у него получались. Как раз тогда в полк прибыла партия агитснарядов и агитмин. Когда они кончились, он что-то долго соображал с консервными банками, специальный какой-то самострел из резины делал. Но из этой затеи ничего не вышло, банки до немцев не долетали. Принялся он тогда за чучело. После него во всех дивизиях такие чучела стали делать. Это очень забавляло бойцов. Сделал из тряпок и немецкого [192] обмундирования некое подобие Гитлера с усиками и чубом из выкрашенной пакли, навесил на него табличку: "Стреляйте в меня!" — и вместе с разведчиками как-то ночью поставил его на "ничейной" земле, между нами и немцами. Те рассвирепели, целый день из пулемета по своему фюреру стреляли, а ночью украли чучело. Украсть-то украли, но трех человек все-таки потеряли. Бойцы наши животы надрывали. "Ай да Сенечка!" Очень любили его бойцы.»

Рассмотрев несколько простых, но эффективных приемов психологического воздействия как на мирное, так и на военное население, можно сделать вывод, что основная стратегия правительства заключалась в поддержании сильного патриотического духа и веры в победу, а также была направлена на поддержания боевого психологического состояния военных.