Анкара закрепляет своё присутствие в Закавказье, размещая военную базу на границе с Арменией. Что это будет означать для ситуации в этом регионе? Станет ли эта база прецедентом для проникновения Анкары в вопросы безопасности и в других частях бывшего СССР, в частности в Центральной Азии?
В 2020 году Турция стала первой внешней страной, которая приняла участие в ломке статус-кво на постсоветском пространстве. Об этом сообщает издание ia-centr.ru. Анкара оказывала беспрецедентную политическую, дипломатическую и экономическую поддержку Азербайджану, что позволило Баку одержать победу над Нагорным Карабахом. В итоге война 2020 года возымела огромное воздействие и на другие регионы постсоветского пространства.
Например, во время кризиса в Казахстане в начале 2022 года проявились большие идеологические амбиции Турции. Анкара проявляет заинтересованность и в Черноморском регионе: Турция радикально нарастила военно-политическое сотрудничество с Украиной, а поставки турецких вооружений стали значительным фактором в том числе и во время противостояния в Донбассе.
Если говорить о военной базе на границе Армении, то это конвертация турецкого влияния на Кавказе: Турция заявляет о том, что она здесь всерьёз и надолго. Она использует для этого разные форматы. Если Азербайджан - стратегический союзник, с ним в 2021 году подписывается Шушинская декларация о стратегическом взаимодействии в сфере безопасности. Армения, напротив, основной региональный оппонент, на которого оказывается давление. Турция не раз заявляла, что условием нормализации турецко-армянских отношений будет улучшение отношений Армении с Азербайджаном.
Почувствовав вкус к игре на постсоветском пространстве, Анкара пытается перейти к "пакетному принципу", увязывая свои действия в Сирии, в Ливии с действиями на Кавказе и в Черноморском регионе. Например, определенные уступки, которые делаются Москве на сирийском направлении, компенсируются более наступательными действиями на Кавказе и так далее.
Турция себя позиционирует как верный союзник, как страна, которая вызывает уважение, с которой считаются и на Западе, и в России; которая в условиях непрекращающейся конфронтации уверенно лавирует и трансформируется в хаб между Западом и Россией. И это то, что может продаваться в том числе на внутреннюю аудиторию, а значит, Эрдоган, у которого скоро выборы, будет разыгрывать эту карту среди своих избирателей.
Здесь ещё нужно учитывать исторический контекст. Октябрь 2023 года - 100-летие Турецкой Республики. И совершенно очевидно, что Эрдогану важно показать, что он в истории республики не просто проходная фигура. И если посмотреть даже на сроки его президентства - а он занимает посты премьер-министра, а затем президента с 2003 года - то это пятая часть республиканского периода. Это немало.
В контексте региональной безопасности нельзя не упомянуть ОДКБ. Совершенно очевидно, что ОДКБ в отношении турецкой базы займёт обтекаемую позицию. Понятно и то, что Армению это не может устраивать.
ОДКБ и ЕАЭС – это организации, которые играют так, как умеют, от них нельзя ждать бóльшего. На постсоветском пространстве любой интеграционный проект - хоть пророссийский, хоть антироссийский - будет наталкиваться на неготовность молодых независимых государств частично делегировать суверенитет наднациональным образованиям.
Возникает немного наивный или инфантильный подход: хорошо бы некая структура пришла и все сделала за нас сама, ничего от нас не требуя взамен. Когда на первый план выходят тактические решения, при дефиците стратегии они приведут к потерям и разочарованиям.
ОДКБ просто институционально не сможет стать щитом на пути продвижения Турции, и в Армении будет расти разочарование. Отсюда появляются попытки найти покровителей за рамками ОДКБ.