В числе особо часто упоминаемых в наступившем году стран - Япония определённо претендует на звание лидера. Впрочем, претендует на лидерство "Страна восходящего солнца", как иногда называют это островное государство, далеко не только в этом.
Поговорка "кто старое помянет" - точно не про российско-японские отношения. Поскольку "тени прошлого" то и дело дают о себе знать с обоих сторон. Мы часто вспоминаем жёсткую пощёчину морских сражений Цуссимы и Порт-Артура. Японцам не дают покоя притязания на территории Курильских островов, а там и чем чёрт не шутит - часть Сахалина. Территории, которые они считают своими.
Японцы утёрлись от немотивированного ядерного удара, вошедшего в историю, как "атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки" - по названию городов, наиболее пострадавших от единственного в истории человечества применения ядерной бомбы против людей. Не смотря на это японцы (по крайней мере внешне) хорошо дружат с американцами.
Но вот несколько островов, ставших частью России - слишком серьёзная потеря. Настолько, что даже мирный договор между нашими странами до сих пор не подписан. И едва ли это случится в обозримом будущем.
Впрочем, отсутствие договора не мешало развивать тесные экономические связи. Характерная для японцев черта - стремление доводить до совершенства - сформировала положительный образ всего, что имеет шильду "Сделано в Японии". И почитание японских товаров в России всегда было на особом уровне. Настолько, что понятие "японское качество" стало именем нарицательным. А товары не имеющие никакого отношения к этой стране стремились хотя бы как-то привязать. Это относится к бытовой технике, автомобилям, рыболовным снастям и тд.
Справедливости ради сегодня это уже скорее лишь образ. Большинство японских производителей перенесли мощности в другие страны. В основном Южную Корею, Китай и Тайвань. Возможно не это сказалось на изменении расклада больше, как то, что производители других стран хорошо подтянулись. Наложилось одно на другое и вот уже понятие "японская техника" не оказывает того магического влияния, как это было ещё 20-25 лет назад. А в случае с автомобилями и вовсе "не всё однозначно".
С утратой былых позиций пришли и проблемы. Территория японского архипелага хотя и вдовое больше площади другого островного государства, расположенного с противоположной стороны материка. Пригоднах для жизни 125,5 млн японцев из этих квадратных километров совсем немного. И это главная проблема страны, ставшая причиной тенденции к замедлению роста и постепенному снижению ВВП.
Хотя справедливо будет отметить, что в этом показателе Япония занимает уверенное третье место в общемировом рейтинге и второе в компании стран G7. Заметно опережая даже Германию, не говоря уже о всех остальных.
Японцы научились не только "доводить до ума" любую толковую идею, но генерировать из этого деньги. В условиях современного мира все эти цифры имеют свойство быстро меняться. Особенно, когда точек роста не много и приходится конкурировать буквально за всём. Важна скорее не конечная цифра, а динамика.
Современная Япония - это суровый коктейль из противоречий, фантомных болей, внутреннего национализма, конфликтов и места под солнцем. Где с одной стороны "старые болячки" не дают покоя в выстраивании отношений. А "курильский вопрос", возможно, более болезненный, чем Тайвань для Китая. С другой существуют вполне конкретные направления от которых зависит какое место будет занимать эта страна в обозримом будущем. Они касаются и энергетики, ресурсов, продуктов питания. А здесь всё не так уж "солнечно".
Поэтому, когда год назад начался исход иностранного бизнеса из России, японцы пожертвовали Тойтой, Маздой и Ниссаном, оставив Мицу, Сузуки и Субару. А вот в болезненной для себе теме энергетики предпочли принять наши правила игры, сохранив долю в проекте Сахалин-2.
В какой-то момент, названный израильским журналистом "комик и актёр" из мятежной страны "со знанием дела" попытался "подсказать, как действовать в отношении России с курильским вопросом". На что тут же получил жёсткий ответ - не лезь куда не просят!
В начале года российский МИД непрозрачно намекнул, что любые агрессивные и милитаристские действия Японии в отношении или у границ России получат соответствующий ответ. И он может оказаться гораздо больнее, чем уход Тойоты с российского рынка. Особенно, если учесть тот факт, что закрытие завода не помешало дилерам завозит машины из других стран. Были бы деньги, а новенький TLC300 купить не проблема!
А вот остановка поставок энергоресурсов, прекращение поставок морепродуктов, редкоземельных металлов и других полезных ископаемых. В деньгах это не так ощутимо. Если сравнивать товарооборот с другими странами. Но критически важно для работы производства и производством продукции с более высокой стоимостью. Которая и формирует в конечном счёте те самые без малого 5 трлн долл. японского ВВП.
Похоже нынешний премьер решил немного переосмыслить происходящее. Осознав, что красное солнышко японского флага легко может покатиться к закату. И потому выступил с пламенной речью о стремлении его страны играть наиболее важную роль в мировой дипломатии. Впрочем, в своём выступлении Кисида вновь опирается исключительно на роль G7. Что уже указывает на обречённость в таком подходе. Да и вся история Японии говорит лишь о том, что дипломатия - не самая их сильная черта.
Поэтому лично я сильно сомневаюсь в том, чтобы эта страна сумела сыграть хоть сколь-либо заметную роль в урегулировании конфликтов. А общие тенденции говорят скорее о постепенной эскалации конфликта. Думаю, в том числе и по этой причине Россия активно усиливает восточный фланг. Поскольку, если уж от кого и может исходить, как говорят западные "коллеги" - экзистенциальная угроза, так скорее от Японии, а не континентальных азиатских стран.
Спасибо за внимание к публикации. Делитесь своими мыслями. Был ли кто из вас в Японии? Как вы относитесь к "сделано в Японии"?
Жмите "палец вверх". Подписывайтесь, если ещё нет.
Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812