В советских фильмах старались не врать. Особенно, когда снимали сюжеты про Великую Отечественную. Если не считать нескольких шуточных, откровенно комедийных лент по типу нашего, советского «Крепкого Орешка» с молодым «доктором Ватсоном» (Виталием Соломиным) в главной роли, советские фильмы про войну – это всегда про потери. Про боль. Про преодоление.
Сейчас, когда есть возможность сравнить между собой творения западных, американских, восточных, современных российских и советских «кино производителей», жёсткость, отсутствие глянца, трюкачества, надрыв, напряжение на пределе и за пределом человеческих сил особенно обращают на себя внимание в «военном» кино производства СССР.
Зачем делали так? Ведь, казалось бы, снимите красивую цветастую агитку, замыльте глаза потребителю, задурите голову молодому поколению, добавьте романтик-эротик лав-стори с хеппи-эндом – и получится мильон восторженных добровольцев, в случае чего. Зачем пугать народ?
Дело, здесь, кажется, в том, что Советский Союз верил в своего человека. Считал свой народ достойным правды. Да, она не особенно выигрышно смотрится на широком экране, в полном цвете и метре. Зато на экране – настоящая жизнь, своеобразная «прививка» от «чрезмерной лёгкости бытия», настоящая память о прошедших событиях, а не завиральные, запредельно подлые именно искажательством реальности ретушь и глянец.
В этом и заключается, наверное, магия советского кино- (и не только) искусства – когда даже в сказочном сюжете зритель сталкивается с куском настоящей, не придуманной жизни, во всей её полноте и противоречивости. И тем не менее, удивительной и прекрасной. «Торпедоносцы», снятые Семёном Арановичем по недописанному роману его отца, Юрия – как раз образец такого советского искусства, классика жанра.
Прекрасный актёрский состав – Алексей Жарков, Станислав Садальский, Родион Нахапетов, Татьяна Кравченко, Вера Глаголева, Надежда Лукашевич – позволили превратить обычный, вполне типичный для любого времени сюжет о жизни людей на войне в масштабное полотно, где трагедия и героизм оттеняются маленькими и большими заморочками человеческого житья-бытья. Там любят и боятся любить, стесняются, поют песни и страдают маленькие, зато такие настоящие люди. Маленькие лишь в масштабе грандиозных событий, которые горстями бросают человеческие судьбы в пожар войны. Фильм нелёгкий, конечно.
Выживут далеко не все. Несчастная женщина, мечущаяся между двумя своими «героями», в итоге останется одна. Бортстрелок, лишь только почувствовавший вкус взаимного чувства, сначала увидит тонущий в северном море корабль, который увозил от войны его любимую, а потом сгорит на парашюте прямо над этими холодными волнами... Их было много.
Лётчиков морской авиации, не вернувшихся с боевых вылетов. Матерей, жён, детей, расстрелянных при эвакуации, утонувших в кораблях под красными крестами, замученных «цивилизованными европейцами»… Много, очень много случилось в Великую Отечественную расставаний навсегда, много было потеряно чувств и жизней. И эта правда странным образом делает тебя, зрителя, сильнее, заставляет жить с этими людьми, ради них. Магия… Вот ведь, атеисты… И никакого специально рассчитанного, постановочного эффекта нет в том, что умирающий лётчик направляет свой торпедоносец на недобитую нацистскую подлодку, которую надо уничтожить.
Чтобы этот ежедневный ужас войны, такой обыденный и чёрный, не повторился больше никогда. Просто… Так ведь и было. И душа замирает, кулаки сжимаются сами собой, и очень тяжело усидеть на месте и досмотреть сцену огненного тарана до конца. Какие там спецэффекты…
Хеппи-энд? А он есть. Мы победили. И, может быть, победим снова. Ведь не просто так до сих пор помнят, знают, любят и пересматривают советские фильмы. В которых идеология, пожалуй, одна. Идеология человека. Настоящего. Который может всё. Как смогли остановить гитлеровцев лётчики торпедоносцы Северного флота в ту войну. Многие – ценой всего, что было у них. Будут, будут ещё здесь старые советские фильмы. Они нужны. Вот бы ещё некоторые в обязательную образовательную программу включить… Генетика-то общая – где не хватит знаний – понимания – там память наследственная поможет… Хорошо бы было. Наверное.