Вообще, первым римлянином, высадившимся на берег Британии, был Гай Юлий Цезарь, который ещё в 55 и 54 годах до н.э. предпринял две экспедиции на остров. Подробные видео об этих походах есть на канале, так что советую всем их посмотреть. Но великий полководец не ставил перед собой цель завоевать Британию, скорее это были экспедиции с целью сбора информации и налаживания неких дипломатических и торговых связей с островитянами. Что собственно и было достигнуто. Удовлетворившись этим и имея целый ворох иных забот, Рим на более чем 90 лет оставил туманный остров в покое. Но, кто хорошо знает историю гордых и алчных квиритов, тот поймёт, почему даже десятилетия относительного затишья не могли продолжаться для Британии вечно. И вот в 41 году н.э. после убийства Калигулы, преторианская гвардия провозгласила его дядю Клавдия императором. И уже в 43 году он обратил свой взор на север. На Британию.
О причинах, заставивших Клавдия предпринять этот завоевательный поход, размышляли ещё древние авторы. Например, Дион Кассий утверждал, что некий Берик, изгнанный из Британии, убедил императора послать туда армию. Светоний, написавший биографию Клавдия, намекает, что причиной британского похода было желание императора отпраздновать триумф. Правда он же добавляет, что были и другие причины, например, волнения в самой Британии. Тацит отдельно упоминает и минеральные богатства острова, что вполне могло послужить одной из причин римского вторжения. Да и сама имперская политика требовала постоянного расширения и покорения новых территорий. Стоит заметить, что о британском походе задумывался ещё Калигула, и даже сделал некие приготовления, но не успел. Так что у Клавдия имелись вполне достаточные военные силы и талантливые полководцы, в том числе, будущий император Веспасиан, для осуществления задуманного. Да и сами британские вожди пытались втянуть римлян в свои внутриполитические разборки. Но так или иначе в 43 году военный поход начался.
Во главе римской армии был поставлен Авл Плавтий, в распоряжении которого было четыре легиона. II Августов, IX Испанский, XIV Сдвоенный, или Близнец и XX Валериев Победоносный. Кроме того к основным силам были добавлены вспомогательные войска, как пешие, так и конные. Общую численность римской армии оценивают примерно в 40 000 человек. Если сравнивать этот поход с армией Цезаря, то у Плавтия было на один легион меньше, однако же было больше вспомогательных войск, в особенности же конницы, которой так не хватало в своё время Гаю Юлию. В целом, армия 43 года была лучше приспособлена к условиям тактики британской войны. К тому же в этот раз география и ресурсы острова уже были хорошо известны, как и то с чем им придётся столкнуться во время боевых действий. В общем, благодаря двум экспедициям Цезаря и вездесущим римским торговцам, эта военная кампания была отлично продумана и организована.
Но одно происшествие могло положить конец так и не начавшемуся ещё походу. Дион Кассий сообщает что войска, которые должны были переправиться в Британию, взбунтовались, не желая отправляться в столь опасное путешествие. А солдатский бунт дело весьма серьёзное и опасное. Клавдий, послал своего вольноотпущенника и доверенное лицо Нарцисса успокоить солдат и убедить их отправиться в поход. Прибыв в расположение легионов, Нарцисс взобрался на специальную трибуну, с которой Авл Плавтий обычно обращался к войскам, и хотел уже было разразиться пламенной речью. Но ему не дали. Солдаты стащили его оттуда с криками «Ио Сатурналия», тем самым подчёркивая изначально несвободный статус оратора. Этот возглас обычно звучал на празднике Сатурналий, когда рабы переодевались в господ и играли их роли. Странно, но это разрядило обстановку. По итогу, солдаты успокоились и согласились отправиться в поход. Дисциплина в войсках была восстановлена. Военная экспедиция в Британию началась.
Отбыв из Булони, римский флот благополучно и без происшествий добрался до островного побережья. Там, флот разделился на три части и легионеры высадились в трёх разных гаванях. Это было сделано отчасти для того, чтобы британцам, в случае противодействия высадки, было бы труднее помешать сделать это сразу трём армиям. Отчасти же, так было несколько легче и самому многочисленному римскому флоту, что значительно ускоряло их высадку на берег. Так или иначе, легионы в полном порядке десантировались на побережье и ступили на землю Британии. В отличии от Цезаря, Плавтий не встретил никакого сопротивления со стороны островитян. Дион Кассий считает, что британцы, введённые в заблуждение известием о бунте римских солдат, не желавших отправляться в экспедицию, совершенно не ожидали прибытия римского флота и не встречали его. Дошло даже до того что какое-то время Плавтий тщетно искал врагов чтобы сразиться с ними. Но наконец ему это удалось.
Первыми его противниками стали Тогодумн и Каратак, вожди племени катувеллаунов, доминирующего племени в этом регионе. Но, поскольку действовали они поодиночке, Плавтий без особого труда их разбил, после чего они отвели свои войска к реке Медуэй, чтобы наконец-то объединить свои силы. По словам Диона Кассия, после их бегства, римлянам сдалась часть племени добунов, ранее находившаяся под властью катувеллаунов. Авл Плавтий решил не останавливаться и настигнуть объединившихся британцев, с целью разбить их основные военные силы в этой части острова. Сражение произошло на реке Медуэй, куда и отошли бритты, и где уже успели возвести некоторые защитные сооружения на западном её берегу. Британцы тоже стремились именно здесь дать римлянам генеральное сражение. Они считали, что река станет для легионов сложным препятствием в наступлении, а их объединённые войска занимали здесь более выгодные позиции на холмистом берегу. Британцы настолько уверились в своём преимуществе, что по словам Диона Кассия они даже впали в беспечность и плохо сторожили переправу.
Однако же в армии Плавтия были вспомогательные отряды, ранее базировавшиеся в Галлии и привыкшие к проведению боевых операций на реках и в заболоченной местности. Это были воины из германского племени Батавов, воевавших на стороне римлян и Галлы, из числа римских союзников. По приказу Плавтия галльская и германская конница вплавь форсировала реку и обрушилась на укрепления бриттов и их боевые колесницы. Они наносили раны лошадям, нарушая и без того нарушенный порядок в войсках и вызывая панику у возничих. Веспасиан, служивший легатом в войске Плавтия, во главе второго легиона был послан вверх по течению искать брод, что уже вскоре ему удалось. Перейдя реку, он атаковал правый фланг британцев, лишь добавляя смятения в их ряды. Однако же победа досталась римлянам не так-то уж и просто.
Потрёпанные силы островитян, смогли оправиться от первого шока и дать отпор захватчикам. Отойдя в лесистую местность, бритты перегруппировались и сражение продолжилось даже на следующий день. А двухдневное сражение — это довольно необычное явление для античной войны. Всё это говорит о стойкости британских воинов и о довольно умелом их командовании. Итак, на следующий день сражение возобновилось, и, как замечает Кассий, её итог был долгое время не ясен. Пока наконец решительная атака римлян во главе с Хосидием Гетой не принесла им победу. Очевидно здесь были собраны основные силы катувеллаунов, план которых состоял в том, чтобы провести линию обороны по реке Медуэй. Но этот план провалился. Остатки британских сил отступили к Темзе.
Британцы, отлично знавшие эти места, прошли болотистую местность и переправились вброд. Преследовавшая их галльская и германская конница переправилась вплавь. Остальная часть армии, по словам Диона Кассия, перешла реку по мосту выше по течению. То ли уже находившемся там, то ли и возведённым самими римлянами. Однако болотистая и лесистая местность в этом регионе были незнакомы римлянам и в последующих столкновениях с бриттами они понесли некоторые потери. В одной из таких стычек погиб Тогодумн, один из вождей британских сил и брат Каратака. Однако даже несмотря на это, сопротивление островитян не ослабевало, но по сути превратилось в партизанскую войну. Наступает момент, когда на сцену боевых действий должен выйти сам император!
Авл Плавтий отвёл римскую армию на правый берег Темзы и стал лагерем, ожидая прибытия Клавдия с материка. Император прибыл в Британию в середине августа, в сопровождении преторианской гвардии, VIII легиона Августа, одного из старейших легионов империи и даже слонов. В общем, со всей возможной помпезностью. Прибыв в Британию, Клавдий принял командование войсками и направил армию к столице катувеллаунов – Камулодуну. Дион Кассий сообщает, что при переходе римской армии через Темзу британцы оказали сопротивление и завязалась битва, из которой император вышел победителем. По словам же Светония, Клавдий подчинил себе часть острова «без единого боя или кровопролития». Так же и в надписи, вырезанной на триумфальной арке, прославляющей его завоевания, Клавдий сам говорит, что в британском походе он не понёс потерь. Короче, если битва на Темзе у Клавдия и была, то скорее всего это была лишь небольшая стычка.
Камулодун был взят без боя. Сражавшиеся против римлян племена были разоружены, а со сдавшимися добровольно были заключены договоры регулирующие их отношения с римским наместником. Сам же Клавдий оставался в Британии не долго, всего около 16 дней. Затем передав управление обратно Плавтию, он поспешил переправиться на материк в начале сентября, опасаясь штормов, которые вскоре должны были наступить. Вернувшись в Рим, Клавдий удостаивается триумфа и почётного прозвища «Британик». Наместником же покорённых земель официально становился Авл Плавтий, размесивший свою резиденцию либо в самом Камулодуне, либо близ него. С этого момента начинается непрерывный процесс романизации Британии и плотное вхождение острова в жизнь империи. По сути она становится новой провинцией, которой предстоит пройти трудный и во многом трагический путь.
Смотреть видео в раннем доступе: https://boosty.to/aquila
Телеграм: https://t.me/AquilaRoman
Отдельное спасибо за донаты!!