Найти тему
Регина Соболева

Достать ножи 2 или Какая еще стеклянная луковица?

В декабре под самый новый год на Нетфликсе вышел сиквел "Достать ножи" с Дэниелом Крейгом в новых детективных декорациях, а так как Регина обожает детективы... Сами понимаете, я бросилась на американские пиратские сайты (а такие существуют) вылавливать фильм в оригинале (он еще не был переведен) сразу после даты премьеры, как помешанная. Первый фильм был необычным, вотэтоповоротным шедевром. Второй... ну, прекрасен в своем роде, но того же чувства "обалдеть, что я только что посмотрела!" не возникает. Может быть, после 2022 года нас уже нечем удивить?

Скриншот из фильма со всеми его героями собственно.
Скриншот из фильма со всеми его героями собственно.

Итак, герой Крейга снова отыгрывает своего немного неловкого но крайне внимательного Коломбо. На этот раз на фоне моря, лета и стремного обитаемого острова, принадлежащего богачу-фрику любителю загадок и головоломок. Тот созывает друзей на сеанс детективного представления с глубоким погружением, или как это иногда называют "life action cluedo". В число приглашенных загадочным образом попадает Бенуа Бланк, а значит, без реального (а не игрового) убийства выходные не пройдут.

Бенуа Бланк.
Бенуа Бланк.

Эдвард Нортон играет эксцентричного миллиардера, который, конечно же, тот еще говнюк (разве богач в детективе может не быть говнюком?) половину друзей обидел, половину подставил и всех ни во что не ставит, со своей девушкой слэш деловым партнером разошелся со скандалом и судом, с помощью которого отсудил весь бизнес и все состояние, оставив несчастной только шмотки от Гуччи и разбитое сердце. Дядя - тот еще фрукт. И Нортону на удивление хорошо удается сыграть богатенького псевдоинтеллектуального выскочку с претензией. Прям веришь. Может быть, негодяи - это его амплуа? В конце концов, после премьеры героя Нортона стали называть пародией на Илона Маска с его твиттерным финтом. Впрочем, создатели фильма от такой трактовки открещиваются, ибо Майлз Брон - скорее пародия на самого себя.

Майлз Брон.
Майлз Брон.

Почему стеклянная луковица? Почему Glass Onion? Это любимая песня компашки друзей, в баре с таким названием они все собирались на заре своих карьер, именно салфетка из этого бара станет основной уликой по делу и макгаффином (распространённый в американской культуре термин для обозначения предмета, вокруг обладания которым строится фабульная сторона произведения, - у Ностальгирующего Критика есть целое видео по поводу этого явления, рекомендую посмотреть). А еще дом на личном острове богатея построен с куполом в виде луковки и она выполнена из некоего прозрачного материала (супер инновационного и супер взрывоопасного). Еще луковица - символ слоенной лжи всех перед всеми. В общем, навертели.

Друзяшки.
Друзяшки.

Тут бесспойлерную часть отзыва заканчиваю, дальше последуют спойлеры в той или иной форме, так что вы предупреждены!

Что понравилось? Описание компании старых друзей, которые на самом деле друзьями не являются и их резоны. Очень правдоподобно. Не поймите меня неправильно, сами персонажи - несколько картонные (и тоже напоминают скорее пародии), актерам тут нечего было играть (хотя компашка подобралась интересная). Но внутренняя динамика в группе и это ощущение "что-то тут не так" - вот это было круто сделано. Рояль в кустах и стреляющее ружье (и все это вместе) нам предоставили, разжевали и положили в рот. Бенуа Бланк все еще прикольный чуткий и трогательный детектив, помешанный на работе. И... красивый остров. Летнее лето. Несколько забавных сцен. Например, открывающая с решением головоломок-приглашений через групповой чат в зуме (так нас знакомят с персонажами, вся суть которых легко раскрывается в этом небольшом уморительном полилоге) или сцена на пристани с масками и уколами в шею. Сцена из второй части, где Бенуа Бланк никак не может покурить на острове, потому что - зож и экология. Финалочка, когда всем сестрам по серьгам. Ну... и все.

Что не понравилось? Блин, да слишком многое, чтобы не сокрушаться в очередной раз - куда катится франшиза с таким хорошим потенциалом?! Куча клише. Картонные персонажи. Злодейский злодей - тупой и никчемный. Сама его злодейскость смешна. И вся ситуация больше напоминает дешевенький фарс, чем фарс со смыслом. Все выглядит эпизодом из "Скуби-Ду" с мультяшными догонялками в темноте, со сдиранием маски с очередного монстро-призрака и указанием на очевиднейшего выгодополучателя и сюрприз-сюрприз главгада в одном лице. Норм формат, наверное. Но мне лично и в детстве такое смотреть было скучно. Куча нелогичностей и натягиваний совы на глобус (записная книжка, которая спасает от пули, серьезно?). Главный твист с близнецами! Ну, это даже не смешно! Можно было бы списать это на классическое решение из классического детектива, но... блин, дайте мне хотя бы определиться, насколько комедийным является этот детектив? И если он комедиен настолько, то почему, блин, не смешно? Часто бывает, что сюжет не поспевает за детективной линией. А тут наоборот - сюжет мчит на всех парах, и смотреть фильм оттого увлекательно чисто технически, но когда начинаешь разматывать детективную составляющую, становится грустно и опять же - скучно. И пересматривать "Стеклянную луковицу" ты не станешь (в отличие от того же "Достать ножи", кстати, хотя и там шуток-прибауток, пародийных моментов было предостаточно). Как-то так. Что-то намудрили и, такое чувство, что и сняли впопыхах, а очарованных зрителей немного разочаровали. Меня, если честно, как расхлябанный пародийный детективчик гораздо больше порадовал фильм "Улика" 1985 года (помните, экранизация уже упомянутой мной "Клюэдо"?).

Впрочем, как буффонада фильм удался, и, я надеюсь, актеры получили удовольствие на съемках, а зрители получили свою порцию удовольствия при просмотре. Все остальное - вкусовщина и "слова-слова-слова".