Рассказывают такую историю о том, как появился фильм "Стрелы Робин Гуда".
Владимир Высоцкий и Борис Хмельницкий как то встретились с режиссером Сергеем Тарасовым. Тарасов рассказал о своих планах снять романтическую историю о вольных разбойниках и Робин Гуде. В главной роли он видел Хмельницкого, а Высоцкого попросил написать песни к новому фильму. Идея была запущена, песни написаны и фильм снят. Потом много чего из этой затеи вышло. Оружие, одежда, реквизит, Робин Гуд с разбойниками и даже песни Высоцкого потом перекочевали в другой известный фильм Тарасова "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго".
А Хмельницкий стал единственным и главным Робин Гудом нашего кино.
В двенадцатом веке глухого средневековья где-то в Англии в Шервудском лесу отдельным анклавом, не завися от всего остального королевства, жили вольные стрелки. С одной стороны это разбойники, с другой благородные заступники за обманутых и обездоленных, и судя по песням Владимира Высоцкого люди очень достойные. А руководил всей этой вольницей "славный парень" Робин Гуд.
Фильм снят в далеком 1975 году на "Рижской киностудии", съемки велись в Латвии и в Польше, в очень аутентичном польском замке Мариенбург с каменными башнями и подъемными мостами. Получилась добротная Англия с латышскими англичанами. Там даже в одном эпизоде засветился юный Ивар Калныньш. А еще малоизвестные на тот момент Интс Буранс и Мирдза Мартинсоне через шесть лет станут звездами культового детектива "Мираж".
В фильме нет Высоцкого, который должен был играть шута Клема. Не срослось, он не появился на экране. В режиссерской версии остались его баллады. А в прокатную версию песни Высоцкого не пустили, записали две песни маэстро Раймонда Паулса. Так что в кинотеатре не было "Баллады о вольных стрелках" и "Баллады о борьбе".
Для своего времени получился хороший рыцарский фильм. Робин Гуд, меткий стрелок от бога, со своими вольными стрелками главный враг шерифа Ноттингемского и рыцаря Гая Гисборна. Он спасает свою возлюбленную Марию от воинов Шерифа. Потом Марию похищают, подвергают пыткам и собираются сжечь на костре. Но добро с кулаками дает отпор негодяям. Марию спасли, войско шерифа разбили. Злодеи злодейские, герои геройские. Шериф плохой, лесные разбойники хорошие. Сюжет незамысловатый, битвы, погони, драки сняты хорошо. Работали две группы каскадеров, советские и польские. 75 минут пролетают незаметно, ключом бьет энергетика фильма.
Что можно отметить?
Очень хорош Масюлис, классический злодей. Это его амплуа. Во всех военных фильмах 70-80-х годов он играл фашистов, гестаповцев, американских шпионов и прочих негодяев. Вся страна его искренне ненавидела. Великий артист. Так что убить рыцаря Гая Гисборна в этом фильме надо было не в конце, а в начале фильма.
Бросается в глаза необычная прибалтийская красота Регины Разума. Понятно, почему ради нее Робин Гуд совершает героические поступки.
Шут Клем в исполнении Каморного вроде ничем не примечателен, все время на его месте представляю Высоцкого. Он мог сыграть эту роль, но срок действия его французской визы пришелся на период съемок, и он уехал во Францию, к Марине Влади. Боюсь, получи он эту роль, шут затмил бы Робин Гуда. И все шли бы в кино на Высоцкого. Наверно правильно сделал, что не стал сниматься. Он дал фильму Баллады, шесть штук, одна другой лучше. Музыка здорово влилась в сюжет и подсветила игру актеров.
А Каморный справился со своей ролью, каждый день он тренировался в метании ножей со своим тренером из каскадерской группы. В фильме все ножи он кидает сам, без дублеров. И рыцаря Гисборна он убил собственноручно.
Наверно самая главная сцена фильма - это финал, где идет борьба добра со злом, в болоте на мечах бьются Робин Гуд с шерифом и его вольные стрелки с рыцарями.
И над всем этим голос Высоцкого "Баллада о борьбе"...