На последней встрече интервизорской группы Ярик позвал собачку коллеги по имени. Мне ситуация понятная: услышал новое интересное слово и повторил. Ещё и собачка прибегает после этого, вообще здорово.
Коллега удивилась: он разговаривает?
***
Вчера укладываю Ярю спать. Яря полежал и говорит: " У мамы щёки".
Ну да, щёки.
Полежал и дальше: "У Яри щёки."
Правильно, у Яри тоже щеки.
Перед сном. Сижу на диване. Читаю ребенку книжку. Сын:"Бай" и ложится на диван.
Правильно, надо спать. Только мы пойдём спать в комнату, на кроватку.
Сын (показывает на диван): "диван".
Нет, сынок, я не хочу спать на диване.
Хочу в комнате, на подушечке.
На диване лежит большая подушка. Сын поворачивается и хватает её за угол, подтягивает к себе и показывает мне: "подушка".
Сын, я люблю на маленьких подушечках спать.
Сын ползёт по дивану и притаскивает маленькую диванную подушку.
Яря, ну я хочу на своих маленьких подушках спать. На этих не хочу.
Он ещё и аргументирует мне, что на диване тоже можно спать. Есть все нужные мне подушки! А ему 1г6месяцев.
***
На развивашках женщина спросила: "Как вы добились такого развития речи?"
"Это вы у Ярика спросите", пошутила я, "Я не знаю, как он делает это!"
На самом деле я делаю много для развития речи Ярика. Но развитие речи зависит от многих факторов.
Во-первых от того, как протекала беременность и роды, были нарушения и вытекающие из этого неврологические проблемы или нет. У меня беременность прошла в меру хорошо. Роды были стимулированные, но в целом прошли хорошо. Сына сразу приложили к груди и мы с ним не расставались с момента рождения. Я заранее выбрала такой вариант - без разлучения после родов. Чтобы минимизировать родовой стресс для Яри.
Во-вторых, развитие речи зависит от того, общаются ли с ребенком. Я много разговариваю с сыном. Ещё в беременность читала животу стишки и сказки, не часто, но тем не менее.
Много пела, особенно во 2 триместре - настроение такое было.
И после рождения постоянно разговариваю с сыном. Когда был совсем кроха, рассказывала потешки и что делаю, что Яря делает. Сейчас уже объясняю, что вокруг происходит. А он потихоньку начинает спрашивать: "тё это?"
И обязательно колыбельные на сон пою. Мне самой нравится петь и ребенку приятно. Это развивает слух, чувство ритма. И сын слушает мелодичную речь.
Ещё в раннем детском возрасте речь напрямую связана с развитием крупных движений и мелкой моторики. Возможно, на развитие Яриной речи повлияло то, что он долго ползал и поздно пошёл. Я организовывала среду так, чтобы сына ползал больше. Даже, кажется, перестаралась с этим. Не могла понять, почему сына не хочет ходить. А потом сообразила - все игрушки на полу, ему незачем вставать. Стала поднимать игрушки с пола повыше - на диван, кровать, стол, стул. Яря пошёл.
А может, нервная система созрела, вот и пошёл.
Я развиваю мелкую моторику Яре: давала играть с фасолью, песком. Сейчас у сына любимое - повозиться с кинетическим песком, лепить тестом (магазинное, для творчества), рисовать пальчиковыми красками. В ход идут фломастеры, восковые мелки, карандаши, обычный мел. Недавно начала учить пользоваться кисточкой для рисования.
Вот такие дела.
С одной стороны, я много делаю для Яриного развития. С другой - возможно, такое развитие речи - это индивидуальные особенности или наследственность. По словам моей мамы, я тоже рано начала говорить.
Читала, что одни ребятишки раньше начинают говорить. А другие накапливают пассивный запас слов и начинают говорить позже. Поэтому, думаю что индивидуальные особенности тоже играют значительную роль.
К слову, среди знакомых с детками есть две девочки младше Яри на месяц. Одна примерно так же, как Яря разговаривает, а вторая лучше. Она уже считает до пяти и предложениями говорит.
И кто его разберет, где сработали развивашки, а где нервная система так устроена или созрела.
Автор: Мальчихина (Суркова) Елена Андреевна
Психолог, Гештальт-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru