В этой статье поговорим о главных ошибках любителей и новичков в шахматах. Постарайтесь исправить их, и вы точно улучшите свою игру.
1. Отсутствие плана
Начинающие игроки могут относительно неплохо закончить дебют, но в миттельшпиле впадают в ступор, не зная, что делать дальше. В результате начинаются бездумные ходы, которые зачастую приводят к быстрым поражениям.
Плохой план лучше, чем его отсутствие - гласит древнейший шахматный афоризм. Лучше наполнить собственную игру хоть какими-то идеями, чем просто двигать фигуры.
Под планом понимается любой замысел: выигрыш пешки, попытка заманить вражескую фигуру в ловушку, удачно расположить собственные фигуры, объявить мат королю соперника и так далее.
Чтобы понять, что нужно делать дальше, ответьте на следующие вопросы: есть ли недостатки в расположении фигур у соперника/у меня? как их использовать/исправить? что хотел соперник своим ходом? что мне угрожает? и так далее.
На примере ниже видно, как бездумная игра очень легко приводит к поражению. Чёрные в этой позиции могут сделать необдуманный ход ради хода и моментально сдать партию.
2. Просмотры и зевки
Предыдущий пример ярко описывает ещё одну проблему новичков - просмотры и зевки. Чёрные не замечают угрозу мата в один ход и вместо лучшего, на мой взгляд, хода 3...g6, закрывая слабый пункт f7 от ферзя и нападая на него, ходят конём.
От грубейших ошибок из-за невнимательности не застрахованы и сильные шахматисты. Однако среди начинающих этот фактор имеет решающее значение, и большинство партий новичков заканчиваются из-за недосмотра.
Как этого избежать? Конечно, больше играть, анализировать свои партии, чтобы учиться на ошибках, изучать типовые позиции, основные ловушки. Перед каждым ходом лучше проверить все возможности атаки, шахов и взятий соперника.
Как мы видим на позиции ниже, слон белых нападает на чёрного ферзя. Новичок, управляющий чёрными фигурами, обратит внимание на то, что «хоботастого» защищает лишь ферзь, а атакуют ферзь и ладья. «Лёгкая победа», - воскликнет невнимательный новичок и радостно схватит белопольника своим ферзём.
Каково будет его удивление, когда белые спокойно возьмут их ферзя, а на взятие сильнейшей фигуры соперника он, внезапно, получит мат. Если бы новичок внимательнее пригляделся к положению до взятия слона, он бы избрал другое продолжение. Цена невнимательности - обидное поражение в изначально чуть лучшей позиции.
3. Бездумные размены и взятия
Зачастую размены оказываются невыгодны для той стороны, которая стала их инициатором. Тот, кто делает взятие первым иногда лишается хорошо расположенной и/или активной фигуры.
Один из таких разменов, к примеру, размен слона на коня. В определённых ситуациях это оправданно, однако зачастую «офицер» оказывается сильнее лошади. Принято считать, что все лёгкие фигуры стоят примерно три пешки, однако одиннадцатый чемпион мира Роберт Фишер отдавал предпочтение дальнобойной: слона он оценивал в 3.25 пешки, а коня в три.
Яркий пример глупого размена можно увидеть на положении ниже. У белых чуть лучше за счёт преимущества двух слонов, однако позиция близка к абсолютному равенству.
Внезапно чёрные решаются на размен. Они съедают коня, пытаясь упростить ситуацию на доске, однако после этого конница на краю доске оказывается в западне. Дело в том, что белопольник в итоге занимает прекрасную клетку, откуда отрезает все отступления лошади. Следующим ходом они нападут на запертую фигуру чернопольником, и защиты от взятия нет.
4. Безразличие к пешкам и пешечной структуре
Ошибка, которая часто встречается в партиях новиков и любителей - безразличное отношение к собственным пешкам. Начинающих и играющих время от времени не беспокоит не только пешечная структура, но и сами пешки.
Не устану повторять слова сильнейшего шахматиста 18-го века Франсуа-Андре Филидора. Он говорил:
«Пешки — душа шахмат, только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение в партии».
В игре шахматистов высокого уровня, как правило, лишняя пешка - это решающее преимущество.
В позиции ниже ход чёрных. Если не учитывать другие факторы, будь то удачное расположение чёрных пешки и короля, неудачная позиция белого монарха, победу обеспечивает именно наличие лишнего пехотинца.
Другая ошибка, которая зачастую приводит к потери пехоты или позиционному отставанию - это игнорирование пешечной структуры и допускание пешечной слабости.
Как мы видим на позиции ниже, белые нападают на слона, который защищён лишь пешкой f7. Вместо простого размена слонов (С:d3) чёрные решили начать атаку на резиденцию короля соперника (a5). Белые пользуются промахом соперника и берут лёгкую фигуру. К чему это привело?
Пешки по линии g и изолируется пехотинец на e6. «Изолятор» не защищён собратами, а потому его легко атаковать. В будущем белые могут окружить его и уничтожить, получая материальное преимущество. То есть чёрные получили слабости, не переживая за собственную структуру.
Ну и последний пример: ограничение пешками собственных фигур.
На положении ниже видно, что пехотинцы чёрных расположены на клетках одного цвета с их слоном. Новичок, управлявший ими, руководствовался тем, что так слон может защитить пехоту. Однако не заметил, что тем самым он почти обездвижил чернопольника. Слон же белых чувствует себя хорошо, и может отправиться в любую точку доски.
«Когда у противника есть слон, обычно следует ставить свои пешки на поля цвета этого слона. Когда же у вас есть слон, то независимо от того, есть ли слон и у противника, пешки следует ставить на поля, противоположного по цвету вашему слону», - писал третий чемпион мира Хосе Рауль Капабланка в своей книге «Учебник шахматной игры».
5. Излишне активная игра
Ну и напоследок поговорим об неоправданно активной и пассивной игре. В первом случае новичок создаёт одноходовые угрозы, стремглав бросается в атаку, игнорируя всё остальное. В первую очередь - безопасность короля, развитие и ответные угрозы.
Вернёмся к упомянутому выше детскому мату. Чёрные в результате безудержной атаки могут легко получить перевес в развитии, с темпом нападая на ферзя и создавая угрозы. На скриншоте ниже мы видим, что король чёрных рокирован, две лёгкие фигуры вышли в игру (кони разменяны). У белых вышел лишь слон, остальные стоят на изначальных позициях.
Конечно, хорошо выводить коней и слонов, одновременно создавая угрозы. Однако в дебюте рекомендуется делать не более одного хода одной фигурой и, желательно, не спешить с выводить ладьи и ферзя.
Новички «экстремального» стиля игры зачастую жертвуют ради продолжения атаки. Однако к миттельшпилю оказываются у разбитого корыта: остаются без пешек или фигур, король остаётся в центре доски и попадает под угрозы соперника.
Это не все ошибки новичков и любителей. О других мы поговорим в следующий раз. Если статья оказалась полезной и вы хотите поддержать канал «Всё о шахматах» - подпишитесь и поставьте лайк.