Найти тему
Катехизис и Катарсис

Почему Рогнеда отказала Владимиру? Неожиданная версия

А вот еще один прикол из области исторической текстологии, озвученный И.Н. Данилевским в очередном выпуске "Родины Слонов".

Есть у нас значится сюжет из ПВЛ, в котором князь Владимир (пока не Святой) сватается к Рогнеде - дочери Рогволда Полоцкого. Та на потуги Владимира отвечает: "Не хочу розути робичича, но Ярополка хочю". По итогу дискусссии Владимир убивает отца и дядьёв своенравной Рогнеды и берет ее в жены. Но тема в другом.

По-хорошему, фраза "не хочу розути робичича" означает "не хочу разувать раба", что часто трактуется как факт того, что Владимир Святославич был сыном рабыни. Однако есть загвоздка.

Слово "роби(т)чич" в древнерусской литературе используется довольно редко, а если и употребляется, то отнюдь не в буквальном, а в переносном смысле. Так у митрополита Илариона в "Слове о законе и благодати" есть вставка о происхождении "измаильтян"-мусульман: "Роди же Агарь раба от Авраама, раба робичишть, и нарече Авраам имя ему Измаил". То есть "робитич" здесь не столько раб, сколько не-христианин.

Плюс ко всему в рассказе о сватовстве к Рогнеде есть некоторые сходства с сюжетом корсуньской легенды о сватовстве Владимира уже к Анне Византийской, дочери василевса Романа II. И та в своей "отповеди" братьям, убеждавшим её выйти замуж за киевского князя, отвечает "не хочу в поганые идти".

Получается своеобразная перекличка сюжетов, которые к моменту составления древнейших из дошедших до нас летописей (а это XIV век), обрели новое христианское толкование, благодаря монахам-переписчикам. При этом происхождение Владимира для авторов летописей не имело такого значения, как тот факт, что он долгое время был язычником. В итоге и через Рогнеду, и через Анну транслируется такой "тонкий" намек на то, что переход Владимира в христианство - это очень даже хорошо, а с "нехристями" никто дел иметь не хочет.

Автор - Илья Агафонов

Подписывайтесь на Бои за Историю