Найти тему
Нетопырь читает Ваху

«Вечный Клинок» Г.Макнилла: он чуть не умер, но потом не умер…

И вот чего мы циклимся на толстых романах? Спору нет, труда в них вкладывается немерено, рассказывается много, но и короткий рассказ имеет свою ценность. Вот, например, история о приметной личности из числа великолепных и падших ниже некуда Детей Императора. Рассказик старый, но классный.

Портрет нашего сегодняшнего героя - Люция Вечного
Портрет нашего сегодняшнего героя - Люция Вечного

Действие рассказа Г. Макнилла «Вечный клинок» происходит уже после апофеоза Фулгрима на Йидрисе. Упоминается, что легион раскололся — часть примкнула к примарху, а часть начала собственные битвы. Разумеется, неумеренные и невоздержанные, слаанешиты же. Кстати, мемная традиция упорно связывает Темного Принца только с сексуальностью, а напрасно: Слаанеш угодна любая невоздержанность, в том числе и в нормальных делах (искусство, самосовершенствование и т.д.), а ДИ так и вовсе служат своему богу в основном с помощью изобретательного насилия и геноцида. Хотя есть среди них и орден обжор, вы представляете себе астартес с ожирением? Но у Люция есть собственная цель. Подобно принцу из старых сказок, он услышал от другого рыцаря (тоже красавчика, а как же), что в одном лесу есть спящая красавица… ох, стоп, на Планете Колдунов есть красавец-Тысячник, который сражается не хуже самого Люция.

Собственно, весь рассказ крутится вокруг сражения Люция с этим Санахтом. Если вы помните начало 90-х, то тогда были очень популярны фильмы в жанре «К» — гонконгские и китайские боевики, посвященные боевым искусствам. Сюжет в них был на последнем месте, главное — показать шаолиньских монахов или бодрых китайских полицейских и бандитов, блистающих отточенностью движений. Так вот, это рассказ в жанре «К»: старательно описано каждое движение, каждый взмах меча, каждый выпад.

В общем, повеяло на меня ностальгией. Я эти фильмы, помнится, не пропускала — ни единого!

Люций Вечный, в штатском и скоррапченный
Люций Вечный, в штатском и скоррапченный

Но Макнилл все-таки хороший писатель, хотя и пишет в основном боевики. Они у него не бездумные. Во-первых, рассказик изобилует сочными подробностями. Например, Люций в самом начале показан нам в состоянии хандры. Нет, он ей не упивается, как положено слаанешиту. Он действительно хандрит. Его, лапушку, обидели. Забавная авторская ремарка: «Он умер, но не в духе был не из-за этого». И кто же его обидел? — а наш старый друг из Гвардии Ворона, Никонушка Шикарноукин. Как именно — прочитайте, оно того стоит. Описания Планеты Колдунов тоже смачные: они сюрные и в то же время пронизанные иронией.

А во-вторых, Люций в рассказе — это не еще одна миниатюрка, которую нужно продать. Это яркий типаж. Между прочим, Люций, как орк, не прочь что-нибудь залутать: его хлыст взят с тела одного из сподвижников.

Макнилл изящно препарирует нарцисса, одержимого комплексами, показывая, насколько на самом деле он мелочен и неплодотворен. И в то же время раскрывает бесконечную скуку и бессмысленность его вечной жизни. Об одном из Тысячников Люций думает, что он «так сильно напоминал Люцию самого себя в прошлом, что убить его хотелось прямо на месте» — что это, отказ от прошлых стремлений или от самого себя?

Если вдуматься, замкнутый круг существования Люция, этакая Сансара по-хаоситски, выглядит гораздо страшнее, чем жизнь Санахта: тот нашел себе занятие — давать мастер-классы боевых искусств окружающим. По-моему, даже существование кхорнитов и орков и то осмысленнее. У тех есть хотя бы иллюзорный смысл жизни: служение Кровавому Богу и Горке и Морке. А у Люция одна сплошная блистательная пустота. В итоге он побеждает не за счет своего искусства, а за счет гнева. То есть даже мастерства у него недостаточно.

Этот маленький рассказ вам должен понравиться. Психологизм в нем ненавязчивый, а боевка просто не успеет надоесть.

*Вся порочная сущность Люция - на артах художницы Eatsbluecrayon.