Найти тему
Путь к Свету

Обережная сила Сказки

«В некотором царстве, в некотором государстве...» — помните, как в детстве, по вечерам, с этих слов начиналось наше путешествие в сказочный мир. И мы, забравшись с ногами на диван, прильнув к маме или бабушке, почти не дыша, чтобы ничего не пропустить, слушали...

Сегодня многие родители не читают своим детям сказок — «времени не хватает, проблем много, сейчас не до сказок…». В лучшем случае, чтение сказок подменяется гаджетами, где нет разъяснений и комментарий – отчего, да почему? - Сиди, смотри и понимай, как хочешь. А там..., заполонили жизнь ребенка новомодные, странные и агрессивные персонажи всевозможных историй и игр, которые, ничего хорошего с собой не приносят.

А между тем, с древнейших времен, раньше многих других жанров, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни появилась Сказка, которая вела ребёнка с самого детства и передавала ему навыки: как жить и как взаимодействовать с природой, строить отношения с людьми, и как жить в мире, где есть Добро и Зло.

Сказка подобна волшебному Ларцу, в котором, как бесценные сокровища, хранятся многовековая мудрость и опыт наших предков. В иносказательной форме, она несёт в себе сакральные знания о мире, жизни на Земле, о человеке и его предназначении.

Благодаря Сказке ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг.

Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом и усердием, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть.

Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы.

Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

Поэтому дети иногда несколько недель подряд слушают одну и ту же сказку, не разрешая изменить в ней или пропустить хотя бы слово. А это означает, что именно сейчас эта сказка подсознательно помогает ребенку понять что-то для него важное, усвоить необходимые модели поведения, решить очередную жизненную задачу. Потом он оставляет эту сказку, как ступеньку, и идет дальше (жаль, что взрослые, уставая повторять, отмахиваются от таких просьб).

Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов.

Но ребенок не сможет в полной мере воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок (но даже простое слушание хорошо — оно дает хоть какую-то защиту и опору в жизни). И всё же, чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни.

Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты. «Важно ли это для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких „серьезных" вещах? — Важно и не рано! Более того, позже может быть уже поздно.

Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отрицающего „сказочные" законы взаимодействия с Миром.
Может быть сказки, это и „пустяки" и „несерьезность", однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека.

  • Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно, только когда человек возвращается к своему изначальному, „сказочному" восприятию мира».

До XVII-XVIII веков волшебные сказки и истории рассказывали не только детям, но и взрослым — зимой это было едва ли не основное развлечение. Тогда к Сказкам относились серьезно и трепетно. Слушание Сказок было духовной потребностью.

Мудрость, родившаяся в далекие-далекие времена, не потеряла актуальности и по сей день. Современные взрослые, обремененные условностями, стереотипами логического мышления и «разумного» стиля жизни, не меньше, чем дети, нуждаются в сказках. Сказка снимает весь этот налет, и оказывается, что в душе взрослого человека живет ребенок — открытый, искренний, удивляющийся. Только спрятался он за высокие горы, за далекие моря, укрылся за семью дверями, за семью замками и уснул.

  • Может быть, пришла пора дать ему проявиться? Освободить творческое начало и посмотреть на мир по-новому? Неважно, сколько нам лет, потому что мы, как дети, тоже ждем Чуда. Мы верим, что кто-то мудрый подскажет, как научиться преодолевать трудности и разрешать конфликты; как стать счастливым, нужным, найти верных друзей и помощников. А ответ, как и тысячу лет назад, может дать Сказка.
Иллюстрация к сказке "Аленький цветочек"
Иллюстрация к сказке "Аленький цветочек"

Размышления на тему сказок

Про сказки никто сильно не задумывается, а следует. Там дается архетипичная модель поведения - личная и социальная.

К примеру, сказка "Аленький Цветочек". Одно из ключевых сообщений - модель поведения с вот таким вот мужчиной! В Сказке прослеживаются этапы выстраивания отношений девушки с Лесным Чудищем.
Вначале с осторожностью; не видя угрозы, потихоньку привыкает и привязывается, начинает понимать, что не все так плохо, как снаружи; пытается видеть в нем то, что скрыто, лучшие его стороны: душу, нрав, поступки, - начинает проникаться, заботиться, затем влюбляется и... получаешь своего личного Принца! Ну и все сокровища к ногам, в качестве компенсации за моральный ущерб! )

Иллюстрация к сказке "Царевна лягушка"
Иллюстрация к сказке "Царевна лягушка"

Василиса Премудрая из сказки "Царевна лягушка"- это вообще модель универсальной идеальной жены. Хоть в давнем прочтении, хоть в современном.

Давайте посмотрим на неё! )

Василиса Премудрая, когда надо и лягушонком в коробченке спрячется...т.е. и смолчать, когда надо умеет и место свое знает, и организовать скатерть-Самобранку моментально сможет, если что, а уж мастерица какая!

А ежели с ней в свет выйти, то и здесь она блеснёт: и станцует, и рукавом махнет - будут вам и лебеди, и озера... и заметьте, не в лягушачьей шкурке на приемы ходит! И с транспортом у нее тоже все в порядке (видимо, женщина независимая и сама себя может обеспечить - от коробченки до кареты). Ну, а в том, что любящая, верная, хитромудрая при случае – не приходится и сомневаться!

Эту сказку маленькие мальчики должны наизусть учить, а не смотреть Сэйлор-Муун с раскрашенными гримасами на лице. Ведь цветные СуперВумен из современных мультфильмов разрушают мозг детям. Дети очень восприимчивы к цветам до 9 лет. И яркие мультики агрессивного содержания формируют их будущие модели социального пристрастия. Такой мальчик в жены будет искать девушку, похожую на Барби. Далее без комментариев.

  • Что дети смотрят сейчас: нормальная красивая Принцесса превращается в Зеленую Великаншу (чтоб остаться со Шреком). И начинает... убивать. Змейку придушила, жабу сварила...

В мультфильмах нашего детства женщины не убивали. Вспомните: Дюймовочку, Аленушку из "Аленького Цветочка", Златовласку.
Длинный белый сарафан, кроткое выражение лица... Можете их представить с активно-агрессивной раскрашенной гневной гримасой?

И спасают разных птенчиков и зайчиков. Исцеляют. Помогают. В современных - они орут, бегают и стреляют, т.е. с намерением убить.

Почувствуйте разницу в социальной модели поведения.

  • Вот так сейчас кодируют детей.

Кащей Бессмертный, кадр из сказки
Кащей Бессмертный, кадр из сказки

В старинных Сказках представлены силы зла чередой сказочных персонажей, которым «»лучше в глаза не смотреть», такими как: Кащей бессмертный, Вий, Василиск, Медуза Горгона и пр.

Их взгляд может пагубно воздействовать и форматировать окружающее пространство. Именно с этим связан эффект "дурного глаза" в миру - взгляд безДушной, негативной, агрессивной энергетической Матрицы.

Причем, это все персонажи сказок разных народов. А проблема поднята одна и та же. Значит - есть с чего...

Обратите внимание, на всех православных иконах, так же, как и на католических полотнах религиозного содержания, никогда не изображают нечисть иначе, чем сзади или в профиль. И никогда - в анфас, так же изображается Иуда. И так же писали все портреты предателей - все известные персонажи нашей истории.

Видимо поэтому, когда что-то кажется, люди (подсознательно) на секунду закрывают глаза, - контакт прерывается и видение пропадает.

  • Но Сказке с многовековым опытом, известно всё, - мир остался прежним и поэтому ищи подсказки в Сказке, как можно защитится от таких особей.
Сказка — это великий воспитательный урок народного эпоса и культуры, но, к сожалению, по разным причинам, таким бесценным знаниям мало уделяется внимания, и только лишь интересующиеся культурным кодом люди, да энтузиасты научного сообщества изучают, продвигают и внедряют в жизнь бесценный опыт оставленный нам предками в зашифрованном виде, который пока не оценен и не изучен в полной мере, который был отодвинут, назван «патриархальным» и почти забыт, как и многое другое в культурных традициях нашего народа, конечно, конечно же не без помощи западных кураторов.

Встреча со Сказкой для детей, есть величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии, и одно из направлений этого метода в современной научной практике стала — Сказкотерапия.

У одних это вызывает улыбку, у других удивление. Одни считают Сказкотерапию вспомогательным средством в работе психологов, другие воспринимают как наивную систему и только, но, узнав поближе, открывают для себя безграничные возможности и практическое применение этого метода.

  • Сказка — это величайший опыт прошедших времен, нам необходимо вновь и вновь возвращаться к своим истокам, чтобы обрести себя в этом мире!

Всего вам Доброго!