Найти тему
Ритм Евразии

Аналогов 2022 году по степени развития сотрудничества в Союзном государстве нет

Белоруссия и Россия с 1999 года строят Союзное государство (СГ), которое должно стать венцом интеграционных устремлений Минска и Москвы. За прошедшие десятилетия стороны неоднократно отмечали, что процесс интеграции если и не зашел в тупик, то как минимум серьезным образом затормозился. Причинами этого назывались самые различные обстоятельства, начиная от вопросов экономического характера и заканчивая нежеланием сторон слышать друг друга по вопросам наднационального строительства.

Да, это было. Однако события последних двух лет, последовавшие после попытки государственного переворота в Белоруссии в 2020 году, коренным образом изменили ситуацию. Минск и Москва приняли решение отринуть все прошлое недопонимание и начать ускоренное сближение по всем направлениям двустороннего сотрудничества. Развернувшаяся с 24 февраля российская специальная военная операция на Украине стала новым катализатором развития СГ, результаты чего можно наблюдать по итогам 2022 года.

Прошедший год стал, пожалуй, самым результативным для Белоруссии и России в процессе развития заложенного еще в конце прошлого столетия потенциала Союзного государства. Особое внимание стороны уделили экономическому сотрудничеству, которое вышло на совершенно новый уровень, сделав задел на последующие годы. В частности, из-за развернувшегося санкционного давления в Минске и Москве окончательно осознали, что противостоять Западу в нынешних условиях можно только совместными усилиями, а значит, стороны нужны друг другу. В итоге с весны страны инициировали целый ряд антикризисных мер, в первую очередь связанных с активизацией импортозамещения, а также ускорили реализацию принятых в 2021 году 28 союзных программ, которых к концу года было выполнено более 60%. Всего же, как отмечал в декабре Владимир Путин, Белоруссия и Россия выполнили около 600 из тысячи интеграционных мероприятий.

Кроме того, сторонами были подписаны важнейшие соглашения, среди которых договоры в таможенной сфере и о сотрудничестве в области микроэлектроники, межправительственное соглашение о признании технологических операций в машиностроении, а также об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. В конце года лидеры двух стран и вовсе сообщили, что расставили все точки над «i» и теперь между странами нет нерешенных вопросов.

Подобное развитие отношений в рамках СГ стало крайне выгодным для обеих сторон, однако именно для Белоруссии, перед которой возник серьёзный вопрос экспорта продукции и инвестиций в экономику, нынешний год стал максимально результативным. В частности, Минск сумел решить все вопросы по поставкам российских нефти и газа и добился отсрочки погашения обязательств по госкредитам, получив дополнительно новый кредит на 105 млрд рублей для реализации совместных с РФ проектов по импортозамещению. Также расширилось сотрудничество между странами в высокотехнологичных отраслях, таких как космос и атомная энергетика, а многие белорусские товары получили зеленый свет на рынке России.

Кроме того, экспортный поток Белоруссии устремился в российские порты, увеличившись в этом направлении в 2,2 раза, а Минск приступил к строительству собственного морского терминала на Балтике. Сумели стороны договориться и об увеличении расчётов в национальной валюте, сближении платёжных систем двух стран и многом другом. Все это привело к тому, что объем белорусского экспорта в РФ только за 10 месяцев 2022 года достиг рекордных $18 млрд, а по итогу года ожидается $22-23 млрд при средней цифре прошлых лет - $12-13 млрд.

Помимо всего прочего, между Белоруссией и Россией было подписано около 400 договоров и 650 межрегиональных соглашений. Значимым событием стал IX Форум регионов двух стран, в котором участвовали представители более 50 делегаций, а общая сумма заключенных контрактов составила порядка $1 млрд, что является рекордом. Все это стало возможным лишь благодаря политической воле руководства двух стран, которое в нынешнем году, отринув все прошлые противоречия, окончательно установило курс на ускоренную интеграцию, крайне необходимую и Белоруссии, и России.

Помимо развития экономического сотрудничества, в рамках Союзного государства было сделано немало и в военной сфере, которая сегодня является одним из главных приоритетов. Это связано в первую очередь с постоянным наращиванием военной мощи стран НАТО на границе СГ, а также ситуацией на Украине. В белорусской и российской столицах не раз отмечали, что на западном и южном направлениях можно ожидать не просто военных провокаций, но и попытки вторжения. Поэтому неслучайно страны продолжили практику проведения совместных военных учений (например, «Союзная решимость - 2022»), а также в рамках формирования единого оборонного пространства с октября начали развертывание региональной группировки войск в Белоруссии.

Кроме того, были продолжены мероприятия по совместному военному планированию, усилена единая система противовоздушной обороны за счет постановки на боевое дежурство на белорусской территории систем С-400 и «Искандер», а также наконец-то принята общая Военная доктрина. 3 декабря министры обороны двух стран Сергей Шойгу и Виктор Хренин подписали протоколы о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере, а позже Александр Лукашенко и Владимир Путин сообщили, что стороны будут продолжать практику постоянных военных учений, расширят военно-техническое сотрудничество и совместное производство военной техники. Более того, стало известно, что в Кремле поддержали предложение Лукашенко о подготовке белорусских экипажей самолетов, переоборудованных для возможного применения боеприпасов со «специальной боевой частью».

Таким образом, Минск и Москва в 2022 году продемонстрировали всему западному миру свою абсолютную решимость защищать Союзное государство всеми имеющимися для этого способами. Для Белоруссии это означает наличие российского «ядерного зонтика», а для России – надежного союзника как на западных, так и южных рубежах СГ. И даже тот факт, что Белоруссия официально не участвует в СВО, не должен никого вводить в заблуждение: Минск твердо стоит на позиции поддержки действий РФ, а значит, можно ожидать и дальнейшего расширения военного сотрудничества двух стран.

Немаловажным в 2022 году было и развитие социально-гуманитарного пространства Союзного государства. Одним из немаловажных моментов стало сотрудничество двух стран в области освоения космоса, чему были посвящены целые союзные программы, в рамках которых ведется работа по созданию совместной группы спутников зондирования Земли. Кроме того, Белоруссия получила допуск к строительству космодрома Восточный, а также намерена при помощи России отправить на орбиту своего перового космонавта. Планируется, что это произойдёт уже в следующем году, и вполне вероятно, что в космос полетит женщина.

Минск и Москва также сделали многое и в сфере идеологии, где за прошлый год между сторонами практически не наблюдалось никаких противоречий. Они решительно выступили против искажения истории, а также провели множество совместных мероприятий, призванных защитить память о Великой Отечественной войне. Например, министерствами образования РФ и Белоруссии была начата разработка научно-методического обеспечения исторического образования в учреждениях общего среднего образования, для чего была создана рабочая группа по разработке совместного учебно-методического пособия «История Великой Отечественной войны». Кроме того, продолжил действовать совместный проект «Поезд Памяти»: в 2022 году 200 белорусских и российских школьников вместе проехали по городам двух стран и посетили памятные места, связанные с войной.

Пожалуй, единственным вопросом вне сферы политики, который так и не удалось полностью решить в прошлом году, стала отмена роуминга, о чем стороны говорят уже не первый год. Однако и здесь процесс все же сдвинулся с мёртвой точки: были значительно снижены ставки операторов, а с 1 апреля отменена плата за входящие звонки в роуминге.

Нельзя забывать и о совместной работе двух стран в рамках различных международных организаций, в первую очередь Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности и, конечно, ООН. Если в прошлые годы Минск и Москва в ряде случаев выступали с различными оценками деятельности некоторых объединений, членами которых они являются, то в прошлом году стороны стали придерживаться единой точки зрения по большинству международных и региональных событий. Более того, Россия стала одним из главных драйверов, позволивших Белоруссии подать заявку на вступление в ШОС в качестве полноправного участника. В свою очередь, Минск всегда поддерживал Москву на площадках ООН, голосуя за предложенные Россией резолюции и против любых документов, осуждавших его союзника.

Таким образом, сегодня можно с уверенность констатировать, что 2022 год стал важнейшим этапом развития Союзного государства, аналогов которому за последнее десятилетие не было. Минск и Москва окончательно встали на путь двусторонней интеграции, создав условия для ее интенсивного развития в нынешнем году.

Оригинал статьи размещен здесь