Корабельные инженеры успешно осваивают любые типы боевых единиц с разнообразными энергетическими установками и управляют ими.
10 января – День инженера-механика ВМФ
Военные моряки не случайно считают электромеханическую боевую часть сердцем корабля. От того, как оно бьётся и насколько ритмично работает, зависит жизнедеятельность всех корабельных систем.
10 января отмечается День инженера-механика ВМФ. Этот праздник официально учреждён в 1996 году приказом главнокомандующего ВМФ, однако праздновать его начали задолго до этого. Впервые «Положение о Корпусе инженер-механиков Морского ведомства» было утверждено 29 декабря 1854 года (10 января 1855-го по новому стилю) российским императором Николаем I. С тех пор эта дата и считается праздничным днём для этих флотских специалистов.
Высочайший указ императора не только переименовал корабельных инженеров, обслуживающих «пароходные машины», в инженер-механиков морского ведомства, но и определил штаты и табели созданного Корпуса для Балтийского и Черноморского флотов, а также сроки и условия производства из чина в чин, денежное довольствие и так далее.
В своём виде Корпус инженер-механиков просуществовал до 1886 года, когда император Александр III провёл реорганизацию, введя пять должностных званий для корабельных инженеров: инспектор механической части, флагманский инженер-механик, старший инженер-механик, помощник старшего инженер-механика, младший инженер-механик. Для инженер-механиков были определены 300 должностей, которые они могли занимать на кораблях. В 1905 году для инженер-механиков были введены общевойсковые звания, морские были возвращены только в 1913 году с приставкой «инженер-механик».
В советское время инженеры-механики продолжали нести службу в составе Военно-Морского Флота СССР. Инженеры-механики несут службу в БЧ-5 (электромеханическая боевая часть), обеспечивая эксплуатационную безопасность корабля. Командир БЧ-5 возглавляет одно из самых многочисленных корабельных подразделений, куда входят три дивизиона: движения, живучести и электротехнический. Механики определённо лучше многих других членов экипажа знают устройство корабля, осуществляя его обслуживание в любое время суток, в море и на базе. Корабль жив, пока жива его электромеханическая боевая часть и исправна техника.
Конечно, результат выполнения задач в море зависит от всего экипажа, и всё же вклад в его достижение после командира корабля, безусловно, принадлежит командиру электромеханической боевой части. Эта боевая часть остаётся важнейшей на корабле. От её ритмичной работы зависит нормальное функционирование всех остальных боевых частей и служб корабля. Она обеспечивает движение и манёвры корабля на любых режимах, его боевую живучесть и непотопляемость, пожаро- и взрывобезопасность, бесперебойную подачу электроэнергии и сжатого воздуха, охлаждения и обогрева, пресной и забортной воды всем потребителям, а также функционирование всех корабельных систем жизнеобеспечения, работу бытовых систем и устройств, восстановление боевых и аварийных повреждений, повседневные и походные ремонтные работы, проведение всех видов заводских ремонтов и докований корабля, водолазные работы, использование плавучих средств и многое другое.
Главная особенность электромеханической боевой части корабля, в отличие от других боевых частей и служб, в том, что она – её личный состав и материальная часть – всегда и беспрерывно находится в «рабочем режиме» и на ходу, и на якоре, и при стоянке у пирса, и даже во время ремонта. Поэтому пройти долгий и сложный путь корабельной электромеханической службы от командира группы до командира боевой части трудно и почётно. А стать командиром БЧ-5 современного корабля особенно престижно и дано далеко не каждому.
Известно, что освоение любого нового корабля начинается прежде всего с обширного и сложного «хозяйства» его электромеханической боевой части: главных и вспомогательных механизмов, электроэнергетических систем, средств пожаро- и взрывобезопасности, борьбы с водой, систем жизнеобеспечения и тому подобного. При этом особое внимание уделяется изучению и освоению собственно корабля и его корпуса: водонепроницаемых отсеков, креновых, дифферентных и балластных систем, водо-, пожаро- и газонепроницаемых переборок, способов спрямления и обеспечения достаточного запаса плавучести при основных боевых и аварийных повреждениях. Можно смело сказать, что «путёвка в жизнь» новому кораблю выдаётся в первую очередь благодаря огромной работе командира электромеханической боевой части и её личного состава.
Наши корабельные инженеры доказали это, успешно осваивая и впоследствии управляя любыми типами боевых кораблей с разнообразными энергетическими установками: от подводных лодок с дизельными и атомными энергетическими установками, различных боевых надводных кораблей с паротурбинными, газотурбинными, дизельными и атомными энергетическими установками до так называемых летающих кораблей – кораблей на воздушной подушке и экранопланов с авиационными двигателями. Поэтому не случайно всегда одним из специалистов на строящийся корабль назначается командир электромеханической боевой части, так как от него зависит качественная приёмка от промышленности подавляющей части устройств и механизмов корабля.
Освоение любого нового корабля начинается прежде всего с обширного и сложного «хозяйства» его электромеханической боевой части.
Все особенности корабельной службы накладывают наиболее жёсткие требования на личный состав, в первую очередь на командира электромеханической боевой части. Это касается и вопросов совершенствования навыков эксплуатации своего заведования, и детального знания устройства корабля, и главное, поддержания на должном уровне воинской и эксплуатационной дисциплины в боевой части.
Командир БЧ-5 – главная фигура среди специалистов на корабле. Он должен знать и уметь очень многое. Ему доверяют все – от командира корабля до матроса. Его авторитет во всех корабельных делах непререкаем. Но особенно велика роль командира электромеханической боевой части корабля в походе. Да и в любых условиях для обеспечения надёжности при управлении борьбой за живучесть командир корабля и командир БЧ-5 не должны одновременно оставлять корабль. Более того, все решения по борьбе за живучесть при боевых или аварийных повреждениях вплоть до самых трагических, связанных с эвакуацией личного состава с гибнущего корабля, его командир принимает, основываясь на докладах и предложениях командира электромеханической боевой части. И поэтому не случайно командир корабля и командир электромеханической боевой части до последнего остаются на аварийном корабле, руководя спасением корабля и его экипажа. Это ещё раз подчёркивает, что только прочный служебный контакт, глубокое уважение и доверие друг к другу командира корабля и командира БЧ-5 могут обеспечить успешное решение экипажем корабля всех повседневных и боевых задач в любых условиях обстановки. И не зря на подводных лодках командиры БЧ-5 традиционно носили на груди знак командира ПЛ. Поэтому неудивительно, что на флоте командиры электромеханических боевых частей кораблей пользуются высоким авторитетом и уважением.
Вот какие строки можно встретить в книге Героя Советского Союза контр-адмирала Ивана Колышкина «В глубинах полярных морей»: «В боевой обстановке мысль у людей работает быстрее, чувства обостряются, умножаются силы. Моряки иной раз за считаные часы устраняют повреждения, которые в обычное время требуют многодневного заводского ремонта… Командир – единственный человек, который видит цель в окуляр перископа. В считаные секунды ему приходится решать задачи из арифметики, тригонометрии, векторной алгебры, определяя курс упреждения, ту невидимую точку на поверхности моря, где выпущенные из аппаратов торпеды встретятся с кораблём врага. Командир – глаза и мозг атаки. Экипаж – её сердце, руки и ноги. Для победы нужны все эти органы вместе. Лодка побеждает коллективом.
Ну, а люди пятой боевой – на особом положении. Пока лодка в походе, пока она жива – нет такой минуты, чтобы не действовали какие-нибудь из её механизмов или систем. Пятая боевая часть всегда за работой. Каждому, кто в ней служит, присущи качества отважного и бдительного бойца, навыки опытного мастерового человека, знания техника…»
Для боевых действий современных кораблей характерна длительная, напряжённая деятельность всего экипажа. Личный состав корабля, в том числе и электромеханической боевой части, должен быть готов, находясь длительное время в открытом море, постоянно совершенствовать свою боеспособность. И время плавания – самое ценное для боевой подготовки. В океанских и морских походах на кораблях часто звучат сигналы учебных тревог, выполняются различные упражнения. Нелегки вахты в глубинах и на штормовых ветрах. Но именно там, преодолевая трудности, моряки быстрее закаляются, становятся высококвалифицированными специалистами.
«Можно ли наглядеться на море?.. Волна находит на волну, изгибы гребешков, пузырьки пены каждый раз по-новому складываются, и это неуловимое, незаметное беглому взгляду различие создаёт картину бесконечного движения жизни. Жизнь волн морских – жизнь барханов пустыни…» – такие слова можно встретить в произведении «Чудом рождённый» советского писателя Берды Кербабаева. А в повести Евгения Войскунского «На скалах Гангута» есть такие строки: «Наш «дредноут» резво (для своего возраста) чапал по плёсу, когда вспыхнула иллюминация. Со Стурхольма взвилась ракета, другая, и к нам потянулись красные, голубые, золотые трассы. Красиво! Если б только не отвратительный грохот, сопровождавший эту красоту. Пулемёты со Стурхольма не доставали до нас – это я увидел сразу по трассам, но вот раздалось знакомое кряканье, и стали садить мину за миной, и всё вокруг наполнилось вспышками, громами, свистами, толчками воздуха…
Рвануло страшно. Мотобот подбросило носом вверх в небо. В проклятое небо с пылающими звёздами-люстрами. А я-то сидел в корме… не успел схватиться руками – и очутился за бортом.
Обожгло холодом. А голова была ясная, мне не хотелось тонуть, глупо это… Хлестнуло волной, потом я увидел качающийся мотобот, его снова закрыло волной, я подумал, что он мне померещился, но вот он снова открылся, люди на его борту махали руками…
Потом мотобот приблизился, меня схватили за ворот бушлата. Приподняли, потянули вверх. Я, конечно, помогал им как мог…
Только сейчас я почувствовал, что левая рука у меня судорожно сжата. Кто-то пытался разогнуть мне пальцы, но я сам разжал кулак. Там был осколок. Я нащупал карман бушлата и сунул осколок обратно. Пусть лежит…
Про нас, защитников Ханко, писала центральная печать: «Мужественные защитники Ханко дерутся с таким героизмом, потому что они знают: с ними весь народ, с ними Родина, она в их сердцах, и сквозь туманы и штормы Балтики к ним идут, как электрические искры огромного напряжения, слова восхищения и привета. У этих людей нет ничего личного, они живут только Родиной, её обороной, её священными интересами…»
…По обе стороны пирса стояли корабли. Они, словно люди, никак не могли успокоиться после тяжёлого перехода – лязгали дверями и крышками люков, нервно гудели движками, перемигивались ратьерами».
Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда»