Найти тему
Макс Квант

Путешествие к седьмой планете (1962) и Робинзон Крузо на Марсе (1964)

Какой замечательной была кинофантастика 1950-х — 1960-х, денег было мало и выкручивались как могли. Потом появился Джордж Лукас и завертелось.

 Путешествие к седьмой планете
Путешествие к седьмой планете

Вообще, этот фильм случился через год как был издан «Солярис» и имеет чёткие с ним переплетения, хотя плагиатом тут и не пахнет. Ну, с польского американцы плохо переводили, а если и переводили, то скорость появления у сценаристов польской книги в годы «Холодной войны» просто молниеносная, да и фильм уже снимался, пока пан Лем пытался склеить положенный на полку недописанный импровизированный роман. Так что тут история не плагиата, а «витающих в воздухе идей», зачастую имеющих более глубокие корни.

Как следует из названия — летят к Урану и когда на газовый гигант садятся*, то оказывается, что там поселилось вселенское зло, которое начинает пичкать астронавтов галлюцинациями, на деле же реализует их мечты, страхи и т.п. После чего астронавты делают ноги с планеты и возлюбленная главного героя исчезает, аки Эвридика. Ну, тут всё просто: потенциал вселенского зла, поселившегося на Уране с расстоянием убывает и перестаёт эту возлюбленную поддерживать.

В общем, можно засчитать оригинальную идею не пожирать мозг, а помучать страхами и любовью.

 Робинзон Крузо на Марсе
Робинзон Крузо на Марсе

За полвека до «Марсианина» был «Робинзон Крузо на Марсе», создатели которого не стеснялись, что содрали сюжет у Даниэля Дефо во всех подробностях. Тут есть всё, что было в романе: кораблекрушение (летят мимо астероида и срываются на Марс поодиночке**), Пятница (этого прямо так и зовут, зачем придумывать новое?), космические пираты (эти просто привезли рабов с другой планеты на Марс, чтобы те возделывали красную планету). Плагиат был настолько беззастенчивый, что корабли пиратов поразительно напоминают корабли марсиан из экранизации «Войны миров» 1953 года.

 Робинзон Крузо на Марсе
Робинзон Крузо на Марсе
 Война миров
Война миров

В общем, художники Байрона Хэскина, бывшего режиссёром в обоих фильмах очень не заморачивались в творческих поисках.

Но чем фильм хорош, так это уже хорошими отсылками к научному представлению Марса. Он безжизнен, с водой на полюсах и воздух не очень богат кислородом. Главный герой сперва дышит имеющимся баллоном, прикладываясь к нему каждые 15 минут, потом находит пещеру, где кислорода много (логично, он же тяжелее остального воздуха), потом Пятница даёт волшебные таблетки, позволяющие жить без кислорода. Но приходится и «колёса глотать».

Но как всегда американский «ура-патриотизм».

* Тут следует сослаться на тогдашее представление о планетах. До начала 1970-х считали, что почти везде возможна жизнь. А то что Уран — газовый гигант и газовый он потому что там так холодно, что большая часть газов там просто жидкий океан — тогда мало кто догадывался.

** Второго героя играет будущий первый Бэтмен — Адам Уэст. Правда, роль у него маленькая, прилетел и умер.