Никакие границы и санкции не заставят киноманов отказаться от просмотра премьеры долгожданного фильма. На текущей неделе в России стартовал неофициальный показ фильма "Аватар. Путь воды". И посмотреть пиратскую копию ленты можно в большинстве городов-миллионников. Как на отечественный кинорынок попадают "серые", но очень качественные копии?
Мировая премьера легендарного фантастического блокбастера состоялась 16 декабря. В России официально фильм о синих человечках показать не могли из-за санкций – голливудские мейджоры ушли с нашего рынка и запретили показ своих фильмов в России.
Тем не менее вторая часть "Аватара" Джеймса Кэмерона всё-таки вышла в русский прокат. Всё началось с региональных кинотеатров, а сейчас билеты на новый "Аватар" можно купить и в московских кинозалах, хотя прокатного удостоверения на ленту, конечно, нет. Но в объединённых сетях "Синема Парк" и "Формула кино" уточнили, что в кинотеатрах показывают версию картины, приобретённую на условиях "параллельного импорта".
Более того, нередко сеансы, где показывают голливудскую новинку, проходят под чужими афишами. Не вернёмся ли мы таким образом к видеосалонам 90-х годов?
Эту тему в программе "Мы в курсе" ведущая Елена Афонина разбирала с владельцем компании "Люмен фильм", членом Ассоциации владельцев кинотеатров России Павлом Поникаровским.
Схема просто мистическая: как попал "Аватар" в кинотеатры
Елена Афонина: Как сейчас действует эта схема, по которой голливудские фильмы добираются до наших широких экранов?
Павел Поникаровский: Очень сложно, почти на мистическом уровне. Никому не известно, какими путями копия того или иного фильма попадает в нашу страну. И надо отметить, что эти копии очень хорошего качества. А до кинотеатров копии доходят точно таким же способом, как доходил и официальный контент до всех событий.
– А каким образом эта схема попадания фильма на территорию нашей страны может работать?
– Как это происходит технически, нам неизвестно. Но есть люди, которые продают копию фильма в очень хорошем качестве. И кинотеатры, в которых идёт сейчас прокат, купили копию за определённую сумму.
В той законодательной парадигме, в которой мы сейчас существуем, это незаконно: прокатного удостоверения у фильма нет, а это значит, что кинотеатры рискуют нарваться на серьёзный штраф, который будет выписан Министерством культуры.
– Эта копия попадает в кинотеатры за определённую сумму?
– Да, это очень дорого стоит.
– А кто будет нести ответственность в соответствии с новыми законами, принятыми в нашей стране, если в картине будут демонстрироваться, к примеру, сцены, пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения?
– Демонстратор будет нести за это ответственность. Тот, кто показывает.
– А почему тот же "Аватар-2" показывают под видом классического советского фильма?
– Это попытка кинотеатров усложнить сбор доказательной базы по привлечению его к административной ответственности.
– И в чём тут нюансы?
– Чтобы привлечь кинотеатр к ответственности, нужно купить билет, на котором будет написано "Аватар", и произвести экспертизу самого показа. Это достаточно сложно сделать. Для этого нужно прийти в зал, произвести там съёмку, потом это всё отправить на экспертизу. То есть создать определённые действия, при помощи которых в суде можно было бы потом доказать, что кинотеатр так или иначе имел отношение к пиратству.
Как раз для того, чтобы противодействовать этому процессу, кинотеатры и применяют различные ухищрения. Им важно усложнить сбор доказательной базы.
Назад, в 90-е? Как этот прокат выглядит с точки зрения закона
– Идём дальше по цепочке. Купил человек билет, зал полный. Куда уходят деньги?
– Кинотеатру, он же заплатил за фильм. Изначально ленту покупают для своего кинотеатра, её невозможно раздать другим, потому что пакет зашифрован. Он может демонстрироваться только на том проекторе, на который получен ключ.
– И кому в карман идёт вся прибыль от билетов?
– Кинотеатру.
– Кинотеатр имеет частного владельца?
– Да. У нас есть государственные кинотеатры, но я не думаю, что они станут связываться с этим.
– А налоги от этого показа выплачиваются?
– Конечно, но проходят в ЕАИС по другому фильму.
– А идут ли авторские отчисления тем, чей фильм якобы показывают?
– Сейчас нет. В том законопроекте, который рассматривается в настоящее время Госдумой, как раз есть положение о том, что так или иначе сделать эту всю схему законной. Тогда мы не будем называть это пиратством, а часть отчислений будет идти либо законному правообладателю, который захочет или не захочет забрать эти деньги, либо на какие-то другие государственные нужды.
Есть предложения отчислять в Фонд кино 15 процентов от сборов от иностранных фильмов на развитие отечественного кинопроизводства.
– Итак, государство разрешает демонстрировать кинотеатрам фильмы, которые закуплены по этой серой схеме, не спрашивая, откуда они, но проверяя их.
– Это проект.
– Мы сейчас о проекте говорим?
– Да, совершенно верно.
– Идём дальше. Вы, владельцы кинотеатров, получаете прибыль. Из этой прибыли вы официально фиксированные проценты отчисляете в Фонд кино, в Министерство культуры для создания уже отечественных фильмов?
– Да, такая схема предложена пока.
– Вы считаете, эта схема жизнеспособна?
– Я считаю, что она вполне жизнеспособна в тех условиях, в которых мы оказались. Добренькими мы уже никогда не будем, и играть по правилам всего мира, скорее всего, тоже. Поэтому надо выбирать свой путь и ему следовать.
– Если идти не таким законным путём, который сейчас прорабатывается в законопроекте, то по другую сторону у нас будет "будущее из прошлого", из 90-х годов, с дикими видеосалонами, где в каждой квартире можно было прийти и посмотреть что угодно?
– Нет, будущее у нас то, что у нас настоящее. Если этого закона не будет, то кинотеатры продолжат таким образом самостоятельно решать свои проблемы, потому что всем хочется жить, всем хочется платить зарплату и аренду. Но другого варианта в данной ситуации нет.
Как выживают русские кинотеатры без Голливуда?
– Значит ли это, что без абстрактного Голливуда кинотеатрам в России не выжить?
– Если бы вы задали мне этот вопрос месяцев 8 назад, я бы сказал, что нет. Но сейчас я всё-таки вижу, что государство и вообще всё сообщество кинопроизводства предпринимает очень серьёзные шаги для того, чтобы дать контент в том объёме, в котором он необходим для потребления.
Контент появляется, его количество и качество с октября стало вполне удовлетворительным, и теперь его даже хватает на то, чтобы кинотеатры могли свести концы с концами. А ещё летом мы работали в ужасающих условиях, только генерируя долги. Сейчас ситуация с контентом стала лучше.
Второй момент: очевидно, что нам помогает "Пушкинская карта". Это реальная поддержка, которая нашла свой отклик у тех молодых людей, которым она предназначена. Их становится всё больше. Мы уверены, что в следующем году эта программа ещё более успешно сработает. И мы сможем реально донести до зрителя те фильмы, которые снимает наше кинопроизводство.
Потому что до этого у нас такой связки не было, и многие фильмы, которые снимались, не были востребованы из-за того, что у молодых людей не всегда были лишние 300–400 рублей, чтобы сходить в кинотеатр.
– Что нужно, чтобы зритель пошёл в кинотеатр? Какие темы, сюжеты востребованы?
– Нужно зрительское кино и очень много разных тем, которые интересуют разные группы наших зрителей, – тут кому что нравится. Допустим, очень нелюбимый у прокатчиков фильм "Каха" – довольно сложный для понимания. Но на него идут люди, зрителю он понравился. И когда выйдет "Каха-2", я обязательно его покажу, потому то понимаю, что эта лента востребована.
Нужно ли делать что-то такое большое, светлое и чистое, как говорит наша министр культуры? Наверное, надо. Но будет ли оно востребовано?
Программа "Мы в курсе" выходит на "Первом русском" каждый будний день в 12:00. Не пропустите!
Чтобы оперативно получать новости, подписывайтесь на наш канал в Телеграме: @tsargradtv